Архитектурные сооружения как отражение идеологии государства Российского в его историческом развитии

 

Каждый народ вырабатывает определенную совокупность идей относительно прошлог, цели исторического развития. Это можно назвать национальной идеологией. На уровне человека идеология есть знание о смысле жизни человека и путях его реализации.

Национальная идеология как форма выражения самосознания народа появляется в конкретных исторических условиях, развивается и формируется вместе со становлением всей нации. От эпохи к эпохе она может видоизменяться, менять содержание и форму, однако, сохраняется при этом ее генетическая основа.

Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и политики. Государственная идеология может быть только национальной идеологией. Но если совокупность идей противоречит коренным интересам нации, то она не может считаться национальной и, следовательно, государственной идеологией. Государственное организованное общество всегда нуждается в идеологии позволяющей объединить народ во имя идеи. Без идеологии государство не состоятельно.

На протяжении всей истории государства Российского одна эпоха приходила на смену другой. Совершенствовались вкусы, взгляды, миропонимание людей. Вместе с ними менялась и архитектура. Она приобретала новые черты, соответствующие идеологии и материальным возможностям общества, которое ее создавало.

Одно из самых значимых событий в истории Руси – это принятие христианства князем Владимиром в 988 году и последующее крещение его подданных.

Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. Это мировоззрение определило христианскую идеологию, идеологию, на основе которой создавалась христианская цивилизация, начиная с IV в. н. э. Христианская идеология – это идеология личной свободы человека в Боге. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси между европейскими странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями. Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа.

Начиная с официального принятия христианства, Русь формирует свою – православную – идеологию. Важнейшим текстом, определившим идеологию Древней Руси, стала «повесть» «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона Киевского.

Великолепный каменный собор во имя Софии Премудрости Божией был заложен в столице Древней Руси – Киеве около 1037 года. По словам пресвитера (а с 1051 года – первого русского Митрополита) Иллариона, постройка собора была завершением дела, начатого еще святым князем Владимиром: «сын твой Георгий, которого Бог сделал наследником твоему владычеству, завершает не доконченное тобою, как Соломон дела Давидовы: и дом Божий великий и святой Его Премудрости создал на святость, на освящение города твоего, изукрасил его всякой красотой, золотом и серебром, дорогими каменьями и священными сосудами; чудесна и прославляема во всех соседних странах эта церковь, потому что не найдется другой такой во всех полунощных странах от востока до запада».

Грандиозный пятинефный крестово-купольный тринадцатиглавый Софийский собор, украшенный мозаичными изображениями и фресками, мраморными колоннами и плитами пола, становится центром Православия на Руси – Русской Митрополией. Он служит также местом летописания и торжественного посажения на великокняжеский стол киевских князей и местом их погребения. Летопись XVII века повествует о том, что прототипом при создании Софии Киевской служила София Константинопольская – главный храм Византийского Патриархата: «Укрепився же на княжении (Святослав) обнови град Киев и созда церковь велику и предивну святыя Софии, сиречь Премудрости Божия, от камени по подобию Константинопольская, точию меньшую от нея». Однако связь с прототипом состоит здесь не в копировании его форм и внешнего облика, а скорее идейно – символическая, отражающая преемственную связь и сопоставление Киева с Византией.

В 1108 году Ростово-Суздальский князь Владимир Мономах, основал новый город Владимир, ставший вскоре центром Северо-Восточной Руси. По видимому благословению Божией Матери святой князь Андрей переносит столицу во Владимир и строит там величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1157-1160).

В 1185–1189 годах брат святого князя Андрея — Всеволод (1176–1212) увеличивает пострадавший от пожара Успенский собор, обстроив его наподобие черниговского Благовещенского храма с трех сторон широкой галереей, где в специальных нишах — аркосолиях устанавливались гробницы владимирских владык и князей. Ставший пятинефным, собор увенчался торжественным пятиглавием, выделявшим его как главный храм Владимира — стольного града великой Руси и придавшим ему облик митрополичьего собора времен Ярослава Мудрого.

В 1240 году ханом Батыем был разрушен Киев. По благословлению Божией Матери, бывшему в видении Митрополиту всея Руси Максима (+1305), святитель переносит в 1299 году Митрополию из Киева во Владимир. Успенский собор становится главным собором всея Руси, а его архитектурный образ — образцом для будущих многочисленных подражаний.

XV век явился в истории Руси переломным моментом, который был обусловлен такими событиями, как падение Византии и зарождение Русской империи. Византийская империя была вселенским христианским царством всего восточно-христианского мира, в столице которого Царьграде находился престол вселенского Патриарха. Поэтому падение Византии привело к появлению веры, что Господь, попустив уничтожение империи за грехи всех христиан, избрал другую страну и народ для продолжения Своего Царства. Московская Русь, единственная свободная христианская держава, стала наследницей вселенской империи и единственным оплотом Православия всего восточно-христианского мира. Москва открылась в сознании всей Церкви как новый и последний оплот православной веры – третий Рим. Старец Филофей Псковский, игумен Елизаровский пустыни выразил эту веру в формуле: «Москва – третий Рим, а четвертому не быти».

В 1448 году Русская Православная Церковь обретает автокефалию и после падения Царьграда верховная власть над православным Царством, бывшая раньше у византийского императора, фактически переходит теперь к великому князю московскому Иоанну III (1462-1505). В 1462 году он венчается на царство, в 1472 году, вступив в брак с племянницей последнего византийского императора принцессой Софьей Палеолог, перенимает византийский герб – двуглавый орел, а с1485 года именуется уже «государем всея Руси». В «Сказании о князьях Владимирских» (кон. XV века) говорится, что московские великие князья ведут свое происхождение от Августа – кесаря (63 до Р.Х. – 14 по Р.Х.) и что они являются наследниками византийской империи.

Возросшее значение Москвы определило необходимость строительства в Кремле нового общественно-религиозного центра. В 1472 году в знак вселенского значения Московской Митрополии Митрополитом Московским Филиппом I (1464-1473) было начато возведение нового кафедрального собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первопрестольный храм не только на Руси, а теперь и всего Православного Царства, Московский князь Иоанн III «…восхотеша бо воздвигнути…велик зело в меру храма Пресвятой Богородицы иже во Володимери».

Новый Успенский собор (1475-1479 был усыпальницей русских Митрополитов и Патриархов. Здесь, у гробницы Митрополита Петра в 1589 году был возведен в сан «Патриарха Московского и всея Руси и северных стран» Митрополит Московский Иов (1589-1605). Здесь в 1547 году Иоанн 1У впервые получил царский титул.

В 1505 году древний Архангельский собор времени Иоанна I (Калиты) стал тесен и уже не соответствовал значению усыпальницы Московских князей. Он был разобран, и на его месте в 1508 году по повелению великого князя Иоанна III был построен новый собор венецианским зодчим Алевизом Новым в традициях русской архитектуры и с декоративным убранством фасадов в духе итальянского Ренессанса. В Архангельский собор поклониться праху своих предков приходили русские князья и цари при вступлении на престол и при отправлении на ратный подвиг.

Колокольня «Иван Великий» была построена в 1505-1508 годах итальянским зодчим Боном Фрязиным. При царе Борисе Годунове (1598-1605), задумавшим создать в Кремле грандиозный храмовый комплекс наподобие Иерусалимского, в 1600 году столп колокольни был надстроен третьим ярусом и увенчан главой, став самым высоким сооружением на Руси того времени, выражающим высоту духовного горения русского народа. Ансамбль кремлевских колоколен, где были собраны колокола бывших столиц русских земель и княжеств, стал символом объединенной Руси.

Большая роль в жизни государства и храмостроительстве второй половины ХVП века принадлежит Патриарху Никону (1652-1666). По инициативе и на средства Патриарха Никона было построено несколько монастырей: Иверский на Валдае (1653-1657), Крестный на острове Кий в Онежском озере (1660-е годы) и Воскресенский Новоиерусалимский на Истре (1656-1685). Ново-Иерусалимский монастырь был задуман Патриархом Никоном как единый центр всего Православного Царства – Новый Иерусалим, а Воскресенский собор как повторение храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В ХVШ веке самобытное развитие культуры Древней Руси было прервано преобразованиями Петра 1 (1682-1725) в жизни государства и Церкви, нанесшими сокрушительный удар по древним традициям Московской Руси, в т.ч. упразднение Патриаршества и вся совокупность петровских реформ, превративших Православное царство в секулярную империю, подражающую Западу. В архитектуре преобладает следование меняющимся западноевропейским стилям, забвение национальной архитектурной традиции.

В 1721 году Петр 1, как известно, учредил Духовную Коллегию под руководством ученика польских иезуитских школ Стефана Яворского (1658–1722), ведавшую всеми вопросами церковной жизни по образцу синодального устройства протестантской церкви и подчинявшуюся светской власти. Вся культура ХVIII века развивается теперь параллельно с Церковью, и светское начало все больше проникает в церковное искусство и, в том числе, в архитектуру русских храмов.

После иностранного засилья периода бироновщины 1730-х годов при императрице Елизавете Петровне (1741–1761) в России, ставшей одной из самых передовых стран Европы, наблюдается поворот к православным традициям.

В последней четверти ХVIII века императрицей Екатериной II (1762–1796) поощряется распространение в западной части России католичества, а в архитектуре насаждается классицизм в формах древнеримского зодчества.

Император Александр 1 (1801-1805) не получил православного воспитания, мирился со всеми вероисповеданиями и не проявлял к нуждам Церкви никакого внимания, однако лично следил за всеми новыми постройками храмов в империи. После Отечественной войны в нем развилось религиозно-мистическое настроение. Он стал инициатором священного союза трех государей: русского, австрийского и прусского – представителей трех главных вероисповеданий Европы, проповедующего универсальную евангельскую религию.

В конкурсе на храм-памятник победы в Отечественной войне император отдал предпочтение проекту художника Александра Лаврентьевича Витберга, которого поразили широта и необычность замысла Александра I «воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя как памятник славы России, как молитву благодарения человеческого за искупление России. Идея новая: доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, во имя какого-либо святого, но тут явилась мысль всеобъемлющая».

Масонство А.Л.Витберга бесспорно оказало влияние на ход его мыслей, связанных со строительством храма-памятника, повлияло на содержание программы, структуру и композицию проекта.

«Главнейшие мысли» Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: «1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу - следуя изречению Христову: «не ведаете бо, что храм Божий есте и дух Святый в вас обитает».

Тем не менее, Отечественная война 1812 года коренным образом изменила общественное сознание. В храмовой архитектуре появляются черты, отражающие очищение общества от всех прежних противонациональных и противорелигиозных увлечений. Одним из стимулов к изучению национального наследия и поиска национального своеобразия в архитектуре было официальное направление культурной жизни России, основывающееся на началах известной триады министра просвещения графа С.С.Уварова (1786-1885) – «Православие, самодержавие, народность». Одновременно, но с несколько других позиций допетровскую Русь высоко оценили так называемые славянофилы. В основе их теории лежала мысль о исключительности России, отличающейся от Западной Европы своим религиозным характером, общественным укладом и национальным бытом. С принятием доктрины официальной народности и возникновением течения славянофильства архитекторы стали обращаться к тем формам прошлого, которое ассоциировалось у них с новыми идеалами национальности и народности. В произведениях русско-византийского направления воплощалась мысль о «Москве-Третьем Риме» и о православной России как исторической преемнице Византии не только в вопросах религии и государственности, но и в храмостроении. Архитектором К.А.Тоном (1794-1881) была сформулирована следующая основополагающая идея: «стиль Византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру».

В 1839-1883 годах в Москве был возведен храм-памятник победы и в память погибшим в войну 1812 года – храм Христа Спасителя. В его внешнем оформлении Константин Тон использовал такие элементы русско-византийского направления, как колончатый пояс и белокаменная резьба стен, перспективные порталы входов и килевидные завершения закомар, пятиглавие и луковичную форму куполов.

В 1917 году в России происходят революционные события, начиная со свержения монархии во время Февральской революции, когда власть перешла к Временному правительству, которое, в свою очередь, было свергнуто в результате Октябрьской революции большевиков и их временных союзников, провозгласивших власть советов (советскую власть).

Коммунистическая идеология становится жизненным явлением общественной жизни, поставив перед собой грандиозную задачу дать счастье каждому человеку.

И.В.Сталин сносит символ империи – Храм Христа Спасителя и планирует построить на его месте символ собственной эпохи – грандиозный Дворец Советов. Главная роль Дворца Советов – нести идеологическую нагрузку уникальности пролетарского государства и действующей власти. Здание рассматривалось как памятник Ленину, что должно было продемонстрировать преемственность политического курса Ильича верным сподвижником – Сталиным.

По замыслу партийного руководства, Дворец Советов строился не только в качестве здания для проведения собраний, съездов и размещения органов государственной власти. Величественное сооружение должно было стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма». По словам наркома просвещения Анатолия Луначарского, дворец изначально задумывался как архитектурная доминанта города, «чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве — красному центру мира, — зримый архитектурный центр».

10 мая 1933 были подведены итоги заключительной части конкурса. Лучшим также был признан проект Бориса Иофана. В его исполнении Дворец Советов представлял собой ступенчатую башню, помещённую на высокий стилобат и состоявшую из поставленных друг на друга цилиндрических ярусов. Два нижних уровня постройки отводились под пространства Большого зала, а в верхней части располагалась Октябрьская панорам». По плану архитектора Бориса Иофана, высота Дворца Советов вместе с венчающей его статуей Владимира Ленина составляла 415 м. Дворец должен был стать центром новой советской Москвы и самым высоким зданием в мире, символизирующим победу социализма.

В эпоху правления Н.С.Хрущева идеи социализма и коммунизма сильно ветшают в столкновении с действительностью. Единственным козырем остается Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Впервые идею о создании мемориального комплекса в память о Великой Отечественной войне выдвинул в 1942 году архитектор Яков Чернихов. В 1947 году Московское отделение Союза архитекторов СССР приняло постановление о проведении конкурса на лучший проект, но он был приостановлен Иосифом Сталиным.

Изначально планировалось возвести монумент, символизировавший идею: «Народ-победитель, осенённый Красным Ленинским знаменем». Эта идея выражалась в виде скульптурной композиции, составленной из семи фигур. Вокруг солдата, поднявшего ввысь руку с автоматом, на цилиндрическом постаменте группировалось шесть других фигур: рабочего, партизана, колхозницы и других персонажей, символизировавших единство партии и народа. Над ними развевалось огромное красное знамя из камня с профилем Ленина. На вершине древка водружалась красная звезда, напоминающая рубиновые звезды башен Кремля. Высота композиции была точно такой, как у Спасской башни — 72 метра. Однако, позже, в связи с политическими изменениями в стране, от этой идеи было решено отказаться.

В 1970—1980-х годах создание проекта поручили Анатолию Полянскому. Несмотря на протесты, торжественное открытие мемориального комплекса и Центрального музея Великой Отечественной войны состоялось 9 мая 1995 года — в пятидесятую годовщину Победы.

Монументальный мемориальный комплекс занимает центральное положение в Парке Победы, символизируя главенствущую роль парии и народа в разгроме фашизма. Небольшим культовым сооружениям: православному храму, мечети и синагоге отведено второстепенное место, не придавая религии серьезного значения в победе над врагом.

После краха социализма на рубеже 80-х и 90-х годов происходит радикальная переоценка ценностей. Наша страна официально через Конституцию объявила, что она является государством без официальной идеологии. Однако в России тоже есть своя определяющая идеология – буржуазная, либеральная. Именно она определяет все в нашей жизни от образования до культуры. Архитектура при этом теряет качественное значение, так как в большей степени искусство подчиняется лишь законам бизнеса. Например, Москва обрела свое Сити «аля-Америка», которое на панораме города выглядит как клыки страшного чудовища, грызущего Россию.

Сейчас Россия, согласно Конституции, не имеет определенной государственной идеологии, а соответственно и ориентиров движения вперед. Это сказывается не только в инертности общества, заторможенности развития страны, но и в архитектуре. Характерный пример - главный храм Вооруженных Сил России. Храм спроектирован в монументальном стиле, включающем современные архитектурные подходы и непривычные для православного храмоздательства нововведения. В отличие от Парка Победы на Поклонной горе, здесь, в парке «Патриот», построенном спустя 25 лет, центральное положение в ансамбле сооружений занимает храм, а музейная экспозиция вынесена на периферию, что свидетельствует о смене идеологического вектора.

О необходимости государству Российскому обрести свою идеологию сегодня говорят многие общественные деятели – государственники и традиционалисты. Одним из них является основатель «Изборского клуба» публицист Александр Проханов. В своих статьях он пишет о Русской Мечте, как возможной идеологии государства Российского.

«Москва, как огромный метеорит, упавший на Среднерусскую равнину, испепелил окрестные пространства на тысячи километров вокруг себя. Как страшно выглядят русские деревни в Вологде, под Ярославлем, в Костроме, Владимире. Как чудовищно зияют пустые окна огромных изб, обрамлённые восхитительными резными наличниками. Как печально выглядят поля, зарастающие лесом. Осиротевшая, оставленная человеком земля охвачена пожарами, наводнениями.

Город Русской Мечты — это город изобретателей, ясновидцев, великих художников, мыслителей. Город, не знающий свалок и ядовитых отходов, город, в котором гуляет свежий ветер русских дубрав и сосновых боров. Город, в основу которого будет положен план божественного устройства мира, гармонии человека и техники, машины и живой природы. Этот город будет обожаем всеми русскими, всеми жителями Кавказа, всеми народами Поволжья и Сибири. Это будет город, который станет иконой преображённого государства Российского.

Русская мечта — храм на холме, сражается с американской мечтой — с градом на холме, который посылает из своих крепостных бастионов в Россию сгустки тьмы, ненависти.

Россия — страна священная, страна «Удерживающая». Россия и сегодня не даёт погаснуть человечеству в его стремлении к благу, торжеству, вечной красоте. Россия — страна вселенской Победы».

.

В новой редакции Стратегии нацбезопасности РФ впервые было объявлено о важности создания глобальной идеологической картины, одинаково эффективно отвечающей на вызовы внешние и внутренние, в т.ч. охранение и развитие народа России как главной ценности государства.