Эвакуация войск Русской армии генерала П.Н. Врангеля и гражданского населения из Крыма произошло 13-16 ноября 1920 года – 100 лет назад. Всего из Севастополя и городов Крыма (в Керчи эвакуация завершилась 17 ноября), ушло в изгнание более 146 000 человек на 126 кораблях и судах.
Чем увековечить эту годовщину – на этот счет существует несколько мнений.
В ноябре 2015 года князь Никита Лобанов-Ростовский обратился к председателю Российского военно-исторического общества (РВИО), тогдашнему министру культуры Владимиру Мединскому с идеей установить памятник, символизирующий гражданское примирение потомков белых и красных. А 20 сентября 2019 года Владимир Мединский принял участие в церемонии открытия закладного камня в Севастополе на месте будущего монумента. Торжественное открытие монумента должно было состояться в ноябре 2020 года - в дни, когда последние корабли с эмигрантами покидали Севастополь. Последними, утром 16 ноября, из Керчи ушли свыше 40 тысяч человек. Однако, судя по всему, памятник не будет открыт, по крайней мере вовремя.
В то же время, представители нескольких русских организаций, действующих во Франции и других европейских странах, а также в Северной Америке, обратились к Президенту Российской Федерации В.В. Путину по поводу того, как стоило бы отметить 100-летие эвакуации войск П.Н. Врангеля из Крыма. Им не понравилась идея «памятника примирения» в Крыму, на котором предполагается изобразить мирно стоящих рядом белого и красного воинов. Авторы обращения предложили вместо «памятника примирения» «воздвигнуть на том же месте в Севастополе небольшой храм-памятник, в котором будут установлены мемориальные плиты со списком всех воинских частей и кораблей, оказавшихся вынужденными покинуть Россию (с указанием общего числа людей и не только военных). Архитектурным образцом для этого храма может послужить стоящая ныне в Бизерте православная церквушка. Это придало бы проекту великий символический смысл, призывающий современных русских людей не к непонятному (кого с кем?) абстрактному примирению, а к единению всех ради будущего России». Освятить храм предлагается во имя св. блгв. Великого князя Александра Невского, тем паче, что храм в его честь был в Севастополе взорван.
История русской православной общины в Тунисе начинается с 1920 года, когда из Константинополя в тунисский порт Бизерта пришли 35 русских военных кораблей. Церковные службы проходили на специально оборудованной для этих целей палубе броненосца «Георгий Победоносец» и в церкви святого Павла Исповедника, устроенной в созданном в одном из казематов старого военного форта Джебель Кебир недалеко от Бизерты Морском корпусе и действовавшей в 1920—1925 годах. К 1925 году в Тунисе оставалось около 700 русских. Корабельная церковь была перенесена в съёмную квартиру на улице Апри. Приход находился в юрисдикции Русской православной церкви заграницей.
После уничтожения кораблей Русской эскадры русская община Бизерты создала оргкомитет, целью которого было строительство церкви в память об эскадре. В 1936 году было получено разрешение французских властей на возведение храма, которое началось в 1937 году на пожертвования. В том же году было разрешено создание Ассоциации православных Бизерты. Церковь строилась по проекту и под руководством военного инженера, полковника Н. С. Сухаржевского. 10 сентября 1938 года храм был освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского. Иконы и утварь были взяты из корабельных церквей, подсвечниками служили снарядные гильзы, а на доске из мрамора золотом выбили названия всех кораблей, ушедших из Севастополя в Бизерту. Царские врата были завешены Андреевским флагом с корабля «Георгий Победоносец».
В 1942—1943 годах церковь пострадала от бомбардировок и после войны была восстановлена при помощи русского эмигранта, архитектора М.Ф. Козмина.
В феврале 1992 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял тунисский приход в лоно Русской Православной Церкви.
Храм во имя св. благ. кн. Александра Невского в Бизерте (Тунис) – лишь один из других, построенных русскими эмигрантами первой волны во многих странах мира.
Успенская церковь на Ольшанском кладбище Праги была первым православным храмом, заложенным русскими эмигрантами после эвакуации Белой армии из Крыма. Проект Успенского храма разработал профессор архитектуры Владимир Брандт при участии своих студентов Николая Пашковского и Сергея Клодта в неорусском стиле, опиравшемся на образцы псково-новгородской архитектуры.
Котлован под фундамент начали копать 28 августа 1924 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Чин освящения нового храма совершил 22 ноября 1925 года митрополит Евлогий Георгиевский, управляющий русскими православными приходами в Западной Европе.
Эскизы мозаики для церкви сделал Иван Билибин, проживающий тогда в эмиграции в Париже, а саму мозаику изготовили в 1927 году в пражской мастерской Марии Ферстровой. Эскизы фресок Иван Билибин завершил лишь в 1937 году.
Успенскую церковь на Ольшанском кладбище заложили первой, однако освятили только четвертой. Первой была освящена церковь Николая Чудотворца по проекту выдающегося русского архитектора Алексея Щусева в итальянском городе Бари, но ее начали строить еще до Первой мировой войны.
Первым православным храмом, полностью построенным в 1924 году русскими эмигрантами после революции, стала Троицкая церковь в парке Ташмайдан в центре Белграда. Церковь была построена по проекту архитектора Валерия Сташевского всего за несколько месяцев. Там позднее был похоронен барон Врангель.
Одним из инициаторов сооружения храма-памятника царю-мученику во имя Святого и Праведного Иова Многострадального в Брюсселе (Бельгия) явился Николай Михайлович Котляревский – с 1920 г. - личный секретарь главнокомандующего Русской армией генерала барона П.Н. Врангеля. В августе 1929 г. он испросил благословение у Первоиерарха РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого) на сооружение храма. В августе 1931 г. была создана Художественно-техническая комиссия из знатоков русского искусства, в которую вошли академик живописи И.Я. Билибин, архитектор-художник Н.И. Исцеленов, академик архитектуры Н.П. Краснов и другие. В январе 1934 г. она приняла проект Н.И. Исцеленова. Иконостас написан княжной Львовой, Н.И. Исцеленовым и другими мастерами.
После покупки в 1927 году замка Казоннерии (château de la Cossonnerie) в качестве дома престарелых для русских эмигрантов во Франции было принято решение открыть на новом муниципальном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем квадрат, предназначенный для российских православных захоронений. Для проведения поминальных и приходских служб была построена Успенская церковь, первый камень которой был заложен 9 апреля 1938 года и освящен 14 октября 1939 года митрополитом Евлогием. Церковь построена по принципам новгородского зодчества XV и XVI веков. Рядом с церковью находится прямоугольная колокольня, поддерживающая шесть колоколов. Крыльцо увенчано фреской, изображающей Успение Девы Марии. Купол нефа украшен фреской, с изображением Христа, благословляющего собор. Окрашенный деревянный иконостас, построенный инженером Грековым (Grékoff), включает иконы двенадцати праздников.