ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ, БОГОСЛУЖЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И СИМВОЛИКА ХРАМА

Христианское (православное) богословие, включающее ветхозаветное познание Бога и новозаветное раскрытие этого знания через учение Сына Божия Иисуса Христа, раскрывается не только в богослужении Православной Церкви, но также в архитектуре православного храма, его устройстве, убранстве и системе росписи. Принципиальная возможность такого раскрытия определяется богословской теорией соотношения образа по отношению к первообразу, осуществляемого через символику храмовой архитектуры.

Когда мы осмысленно будем относиться к богослужению, к тому, как оно построено, какие смыслы оно открывает, тогда мы будем яснее представлять, как устроен храм, какие символы и смыслы, какую реальность он несет. Во время богослужения в произносимых молитвословиях и пении отражается догматика православного вероисповедания, которая зрительно присутствует также в образах храмовой архитектуры и убранства храма.

Основной смысл совершающихся в храме богослужений – моление о прощении грехов и обретении Царства Небесного, утраченного рая.

Сам Господь дал людям ещё в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений. Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм разделялся на три части (святое святых, святилище и двор), так и православный храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор. Но по своему внешнему устройству, и по богослу­жебному использованию православный храм настолько глубоко отличается от ветхозаветного, что можно говорить лишь о том, что в христианстве использован только самый принцип деления храма на три части, что имеет свое основание в новозаветной православной догматике.

В алтаре находится самое святое во всем храме место – престол – особо освященный четырехугольный стол, находящийся посредине алтаря. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь, как царь и Владыка Церкви. Алтарь знаменует собой Царство Небесное, где пребывает Господь, и утраченный человеком рай.

На восточной стене храма, над горним местом, находится запрестольная икона, на ней изображается Спаситель, Святая Троица или Божия Матерь. Здесь же располагается сцена Евхаристии – основного Таинства, совершаемого в алтаре.

В левой (северной) стороне алтаря находится жертвенник – место, в котором принимаются приношения христиан для богослужения. Там находится стол, называемый жертвенником, на котором находятся священные сосуды и вещи, употребляемые при Таинстве Евхаристии.

Алтарь - это место, где преимущественно пребыва­ет духовенство всех степеней, возносящее у престола Божия молитвы обо всех людях. Епископ, а в его отсут­ствие священник знаменует собою Христа Спасителя; диаконы, иподиаконы, алтарники также соответствуют небесным существам, служащим Богу. Все это согласу­ется с духовным значением алтаря, как области бытия Божия, или рая небесного.

Алтарь отделяется от места, предназначенного для молящихся перегородкой или стеной, на которой помещаются иконы и которая называется иконостасом. Иконостас представляет всех небожителей и служит для молитвенного обращения к ним, для напоминания об истории Церкви Христовой и её учении. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в середине иконостаса и называются Царскими (или райскими) вратами.

Алтарные врата выражают мысль, согласно которой алтарь есть сим­вол неба - рая. Алтарные врата, которые мы привыкли называть Царскими, в древности назывались райскими. «Егда заутреню пети хотят у св. Софии, — говорит архиепископ Антоний, — прежде поют пред царскими дверьми в притворе, и вышед, поют посреде церкви и двери отворят райския и третья поют у алтаря». Во многих храмах сохранилось письменное свидетельство об алтарных вратах как символе рая, как «вратах Господних».

 

Литургия служит подтверждением идеи отождествления алтаря с раем. Когда открываются Царские врата, это означает, что рай был закрыт в результате грехопадения Адама, с пришествием же Христа рай стал близок нам. Смысл открытия Царских врат на Пасху выражен в пасхальном каноне: «Христос воскрес из гроба и отверз нам райские двери».

Алтарь с иконостасом стоят на возвышении, которое выступает в среднюю часть храма и называется солеей (что значит возвышение). Середина солеи называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. Тут верующие принимают Святое Причастие. С амвона священник произносит проповедь. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певчих. У клиросов стоят хоругви, т.е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Они напоминают о победе Иисуса Христа над смертью. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

Интерьер православного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боко­вых нефов, где размещается основная часть молящихся, к  центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное све­том изображение Главы Церкви - Христа Вседержителя.  Вокруг поддерживающего купол бара­бана изображены пророки, апостолы, исповедники, а на окружающих купол сводах и на верхах стен - херувимы и се­рафимы, четверо евангелистов, сцены из жизни Христа. Ниже по стенам предстают изображения святых. Сонм святых окай­мляет собою и как бы включает в себя всё молитвенное собрание людей. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма, как начала будущего Царства Божия.

Соответствие между символикой бого­служения, которая была разъяснена отцами Церкви в первые века христи­анства и росписью храма было уточнено после периода иконоборчества; тогда роспись византийских храмов стала подобием бого­словской системы. Все изображения служат выражению идеи связи Бога и человека. Хрис­тос, глава Церкви небесной, через Матерь Божию, апостолов, муче­ников, отцов Церкви находится в единении с Церковью земной. Вся роспись храма - символ Церкви вечной. Поэтому все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерар­хию. Этот принцип росписи сложился в глубокой древности и сохранен до наших дней.

Средняя часть храма соответствует святилищу ветхозаветной скинии, которое было отделено от двора завесой. Здесь священники ежедневно воскуряли фимиам. В Церкви Новозавет­ной, по выражению апостола Петра, в храм входят все верующие – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел». Эта часть храма вмещает в себя людей, готовя­щихся к восприятию благодати, получаемой в Таинстве Евхаристии. Воспринимая благодать, верующие становятся искупленными, представляют собой Царство Божие. Если Восток есть область, где нахо­дится рай, область света, неба, а Запад - область тьмы, преиспод­ней, ада, то середина храма представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. У греков оно называется афоликон - вселенная. Если алтарь представляет собой небо, «селение Божие», то, что превосходит тварный мир, там пре­бывает Сам Бог, то средняя часть храма символизирует мир твар­ный, но уже обоженный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля». Так же на это про­странство смотрят и Отцы Церкви. По словам св. Германа, «Вхожде­ние с Евангелием (из алтаря) означает пришествие Сына Божия и внитие Его во весь мир». По словам св. Максима Исповедника, как в человеке соединяются начало телесное и начало духовное, причем последнее не поглощает первого и не растворяется в нем, но оказы­вает на него свое одухотворяющее влияние, так что тело становится выражением духа, так и в храме алтарь и средняя часть входят во взаимодействие, причем первый просвещает и руководит вторую и  средняя часть становится чувственным выражением алтаря. При так понимаемом их соотношении восстанавливается нарушенный грехопадением порядок вселенной, то есть восстанавливается то, что было в раю и что совершится в Царстве Божием.

В средней части храма стоят верные, которые могут присутствовать при всех службах и возносить свои молитвы за оглашенных и кающихся. Если в алтаре помещается Божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом.

Притвор разделяется на две части: внутренний и внешний, называемый папертью. Притвор и паперть в древности назначалась для оглашенных, то есть тех людей, которые желали принять христианство, слушали христианское учение и готовились к крещению, и кающихся, то есть христиан, которые за свои грехи отлучены были от причащения. В притворе устраивалась купель для крещения. И в настоящее время оглашение над взрослыми, приступающими к крещению, совершается по церковному Уставу в притворе. В притворе христиане за общим столом вкушали пищу по окончании богослужения, отсюда название трапезная часть храма.

Во внешнем притворе, или паперти, в древности стояли плачущие (разряд кающихся, которым был запрещен вход в храм) и здесь просили молитв за себя у входящих. На востоке на паперти и в настоящее время совершается отпевание тел умерших.

Сейчас число взрослых оглашенных невелико, публичного отлучения от причастия почти не бывает, общие трапезы после богослужения тоже не устраиваются, поэтому нет нужды в обширных притворах. В настоящее время трапезной частью называют пристроенное помещение к средней части храма, служащее для дополнительного размещения молящихся в праздничные дни. На паперти обычно стоят люди, просящие милостыню или собирающие подаяния на храмы и богоугодные дела.

Оглашенные и кающиеся - люди, которые, хотя и приняли Евангелие, оглашены проповедью Слова Бо­жия, но по тем или иным причинам еще не крестились, не стали членами Церкви в полном смысле слова, и крещеные члены Церкви, но через тяжкие грехопаде­ния оказавшиеся под епитимией покаяния. Оглашен­ные и кающиеся могут присутствовать не при всех свя­щенных службах. При совершении Таинства Евхарис­тии после возгласа «Оглашеннии, изыдите», они долж­ны удаляться из средней части храма в притвор, кото­рый в древности отделялся для этого стеной с закры­вающимися дверями. Самый притвор, как первая, на­чальная по входе часть храма, соответствует их духов­ному состоянию. Такое духовное состояние соответству­ет вообще области земного бытия, где происходит борь­ба света и тьмы, добра и зла. Поэтому притвор как мес­то, отведенное Церковью для таких людей, знаменует собой область земного бытия и вообще плоти, как самой внешней составной части человека и всякой твари.

Обычно притвор отделяется от храма стеной с вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православ­ных странах людей уже крестили в младенческом воз­расте, так что крещение взрослых инородцев были исключением, ради чего не было нужды специально стро­ить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название «притвор» отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам Рос­сии стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть.

У притвора сейчас богослужебное значение. Уставом Церкви в притворах положено совершать покаянные службы: часы, литию на вечерне и повечерии, для того, чтобы яснее показать, что люди своими грехами удаляют себя от Бога и недостойны стоять в храме Божием. В нем согласно Уставу должны совершаться также  панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продук­тов, из которых не все считается приличным вносить в храм. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как пра­вило, находится церковный ящик - место для прода­жи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не толь­ко свое духовно-символическое, но и духовно-практиче­ское значение.

Притвор сим­волизирует мир не обновленный, еще лежащий во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противо­положной алтарю - символу рая. Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгна­ния их из рая.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в ви­де паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет боль­шой догматический смысл, как образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди ок­ружающего мира, как Царство не от мира сего.

Если считать от входа, то паперть - это первое возвышение храма. Солея, где стоят избранные из ми­рян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствую­щую и ангельские лики, - это второе возвышение. Пре­стол, на котором совершается Таинство Бескровной Жертвы в богообщение - это третье возвышение. Все три возвышения соответствуют трем основным ступе­ням духовного пути человека к Богу: первое - это начало духовной жизни, самый вход в нее; второе - это подвиг воинствования против греха за спасение ду­ши в Боге, длящийся всю жизнь христианина; третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.

 Православное богослужение состоит из девяти служб: вечерня, повечерие, полуночница, утреня, часы (1, 3, 6, 9-й) и Литургия, составляющие суточный круг. В современной практике Церкви практикуются три главные суточные службы: вечерня, утреня и Литургия, к которым присоединяются остальные службы.

Всеночным бдение называется богослужение, совершаемое вечером накануне воскресных и праздничных дней. Оно состоит из вечерни, утрени и первого часа. В отличие от гражданского дня, наступающего после полуночи, церковный день начинается накануне, с вечера. В этом сказывается библейская традиция, согласно которой творение мира началось в это время. «И был вечер и было утро, день один».

Вечерня начинается открытием Царских врат. Священник с диаконом молча кадят престол и весь алтарь. В  начале всеночного бдения вспоминается сотворение мира и человека. Во время песнопения «…Дивны дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси…» священник совершает каждение храма, а диакон предшествует ему со свечой в руке. Этот момент напоминает молящимся блаженную райскую жизнь первых людей, Адама и Евы, когда Сам Бог являлся им и беседовал с ними. Открытые при этом Царские врата символизируют свободный доступ к райскому блаженству всем потомкам ещё безгрешных тогда прародителей. Последующее закрытие Царских врат в иконостасе после каждения означает закрытие дверей рая для согрешивших людей. Диакон, выйдя из алтаря, становится перед затворёнными вратами, как некогда Адам перед вратами рая, и молится Богу. Песнопение «Господи воззвах» напоминает о покаянном чувстве, переживаемом прародителями после потери райского блаженства. Во время этого песнопения диакон совершает каждение храма, которое символизирует ветхозаветные жертвоприношения в умилостивление Бога за людские грехи.

Стихиры на «Господи воззвах» напоминают, что через веру в Спасителя и Его Воскресение и подражание добродетелям святых мы можем освободиться от греха и получить доступ в Царство Небесное. Молящиеся, обращаясь взором к иконостасу с закрытыми Царским вратами воспринимают слова стихир не только на слух, но и визуально. Открытие Царских врат перед вечерним входом и гимн «Свете тихий» означает открытие входа в Царство Небесное с пришествием Спасителя. Из алтаря через северные двери на солею выходит прислужник со свечой, за ним – диакон с кадилом и священник. Вынос свечи символизирует ветхозаветные предсказания о пришествии Сына Божия в мир, символизируемый средней частью храма.

В большие праздники совершается лития. Священник с диаконом выходят в притвор (или западную часть храма, если нет притвора), следуя древней традиции, чтобы дать возможность участвовать в богослужении стоявшим здесь оглашенным и кающимся.

Утреня  посвящается новозаветным событиям: явлению Христа в мир, Его проповеди, славному воскресению из мертвых и другим событиям.

В начале утрени во время чтения Шестопсалмия свет в светильниках гасится и храм погружается в полумрак, символизируя тьму греховного состояния человека перед пришествием Спасителя. Далее, во время полиелея, когда молящиеся благодарят Бога за пришествие Сына Божия на землю при пении «Хвалите» в храме зажигают все светильники, Царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечой, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму.

Вынос Евангелия и возложение его на аналой, размещаемый в середине храма, изображает явление Иисуса Христа после воскресения. Чтение Евангелия знакомит молящихся с празднуемым событием, изображение которого может присутствовать в росписи верхней зоны средней части храма.

Великим славословием выражается хвала Господу от Церкви земной, символизируемой нижней зоной средней части храма.

Воскресные тропари изображают проповедь апостолов о Воскресшем Христе. Их изображения часто помещают в простенках светового барабане главы, где в куполе находится сцена Вознесения воскресшего Христа или только Его поясное изображение.

После утрени следует служба Ι-го часа и храм снова погружается в полумрак в воспоминание суда над Иисусом Христом у Пилата, происходившем в утренние часы.

Литургия (греч. – общественная служба) состоит из трех частей: первая часть, на которой приготовляется вещество для причащения, называется проскомидией; вторая часть, во время которой в древности присутствовали и оглашенные, т.е. готовящиеся к Таинству Крещения, и кающиеся, называется литургией оглашенных; третья часть, во время которой совершается Таинство Евхаристии и верующие причащаются, называется литургией верных.

Проскомидия означает принесение, так как древние христиане сами приносили хлеб и вино для Евхаристии, которые полагались на жертвенник - стол, стоящий в левой стороне алтаря.

Заканчивая проскомидию, священник кадит святой жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвенник».  Жертвенник, на котором  совершается за проскомидией жертвоприношение в храме, являющимся «небом на земле» символизирует собой этот самый «пренебесный жертвенник».

Литургия оглашенных начинается возгласом священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…», при котором находящиеся в храме молящиеся ощущают себя причастниками этого Царства Небесного, символизируемого самим храмом, в том числе благодаря окружающим их росписям с изображениями святых небожителей.

Во время пения заповедей Блаженства открываются Царские врата для Малого входа. Диакон выносит Евангелие, прислужники несут впереди свечи. Малый вход обозначает выход Спасителя на проповедь для возвещения Царства Божия. Этот вход служит приготовлением к последующему скоро чтению Евангелия. Молящиеся видят в переносимом Евангелии как бы Самого Иисуса Христа и поклоняются ему.

Во время пения тропарей и кондаков праздника священник благодарит Бога, которого на небе Трисвятой песнью прославляют Серафимы и Херувимы, которых молящиеся могут в это время лицезреть в росписи купола, где они окружают расположенную в центре фигуру Иисуса Христа.

После чтения Апостола и Евангелия, которые могли слушать оглашенные, после возгласа диакона «Оглашеннии, изыдите» некрещёным в древности следовало покинуть храм.

Во время пения херувимской песни священнослужащие подходят к жертвеннику, берут священные сосуды и, в предшествии свечи, несут их через северные, а затем через Царские врата на престол в алтаре. Великий вход знаменует шествие Иисуса Христа на добровольные страдания. Поставление священных сосудов на престол означает снятие тела Господня с креста и его погребение.

В древности христиане не открывали таинства своей веры некрещеным. Поэтому перед началом пения Символа веры диакон говорил придверникам: «Двери, двери!»  - призывая их внимательно следить, чтобы не вошел в храм кто-либо из некрещёных. На литургии верных, во время которой совершается чудо пресуществления Святых Даров в Тело и Кровь Христову, могут присутствовать только верные, т.е. лица, принявшие православную веру через Святое Крещение. В настоящее время эта традиция не соблюдается и возглас напоминает скорее о необходимости для молящихся присматривать за дверями своей души, не допуская туда чувств, недостойных святыни последующего Таинства Евхаристии.

Приготовив Святые Дары к причастию, священнодействующие причащаются в алтаре. По причащении священнодействующих, Царские врата открываются, священник и диакон выходят из алтаря со Святыми Дарами на амвон для причастия лиц, приготовившихся к Таинству.

Последнее явление Святых Даров народу и отнесение их на жертвенник означает вознесение Иисуса Христа. Престол при этом знаменует Престол Бога Отца, а жертвенник – место сидения Сына Божия одесную Бога Отца.

«Именно в Литургии, -  пишет Л.А.Успенский, -  осуществляется в полноте смысл   христианского    храма.    Его    архитектура    и   роспись   осмысляются объединением Церкви небесной и земной в лице ее членов, собранных воедино духом любви в живом общении Тела и Крови. В них и через них осуществляется всеобщее единство и храм обретает полноту выражения своего смысла, как его толковали Отцы-литургисты доиконоборческого периода: он - образ Церкви, своим устремлением направленный к эсхатологическому свершению. И фактически, и образно он - частица грядущего Царствия Божия».

Высокое значение православного храма заключено в выражении архитектурными формами сущности Церкви: быть местом, достойным для совершения Божественной Евхаристии и всех Таинств. Все в храме имеет свой глубокий смысл и литургическое значение.

Символика храма есть выражение литургической жизни Церкви, важнейшей стороны церковного Предания. Устройство храма связано с его содержанием, наполнено божественными символами, раскрывающими истины Церкви, приводящими к небесным первообразам. Расположение храма, его архи­тектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Поэтому символика храма неотделима от богослужения. В некоторых древних литургиях символическое тол­кование устройства храма вплеталось прямо в состав богослужения для поучения молящихся.

«Храм - небо на земле, в этом небесном про­странстве живет и пребывает Бог». В этих словах патриарха Германа указывается на великое значение христианского храма. Исходя из догматического учения православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие,  храм для верующего - это место  особого  присутствия  Божия на земле, «дом Господень», место молитвенного общения с Богом и  соединения  с Ним при совершающемся в храме Таинстве Евхаристии. Храм является также образом гармоничного мира, созданного Богом, и будущего Царства Небесного, возвращенного человеку рая. Архитектура храма, его деко­ративное убранство и все виды искусств,  сопровождающие  богослужение, направлены на то, чтобы выразить эти идеи каждый своими особыми средствами, соединенными в храме вместе для получения наибольшего эффекта. Воздейс­твуя на человеческую душу, христианское искусство и храмовая архитектура помогают участвующим в богослужении обрести то духовное состояние,  которое необходимо  для совершающегося в храме богообщения.

В таблице представлены основные элементы соответствия между богослужением и архитектурой православного храма.

 

N Богослужение Архитектура храма
1 Богослужение: Планировочное решение, соответствующее чину богослужения, в т.ч. габариты алтаря и других структурных частей храма
- молитвы к Богу о спасении и всем святым о заступничестве Устройство иконостаса с иконами, где главный ряд – «деисис» (моление)

Архитектурная организация и декоративное убранство храма, способствующие молитве, а не отвлекающие от неё

     общая молитва по молитвослову Проектирование по «образцам» из наследия канонической традиции
     частная молитва своими словами; Проектирование по «духу», а не по «букве» канонической традиции
- слушание Слова Божия; Устройство амвона на солее, с которого читается Апостол и Евангелие и произносятся проповеди.

Обеспечение акустики для отчетливого слышания возгласов священника и песнопений во всем пространстве храма, занятого молящимися

- совершение Таинств, главное из которых Евхаристия Архитектурная композиция храма с центральной осью, направленной от входа к престолу в алтаре, где совершается Таинство Евхаристии
2. Каноничность, неизменность чина православного богослужения Принципиальная консервативность храмовой архитектуры в отличие от западной практики, связанной с так называемым «литургическим движением»
3. Вечерня:

- сотворение мира;

Роспись притвора со сценами сотворения мира.

Размещение в пространстве средней части храма паникадил, символизирующих круги планет, звездное небо, космос

- ветхозаветный период Церкви Преемственность в трехчастной структуре ветхозаветного и православного храма
4 Утреня:

Пришествие Христа Спасителя – Света миру

Световая организация проемов вверху храма и с восточной стороны алтаря

Ориентация алтаря на восток

5 Литургия:

Образ Небесной литургии:

Образ Небесного Царства, создаваемый средствами архитектурной композиции в соответствии с описанием Небесного Иерусалима в Апокалипсисе
- ангельское славословие; Устройство хоров или клиросов на солее для размещения церковного хора
- красота; Благолепное украшение храма
- присутствие Божие и всех небесных сил Устройство престола в центре алтаря - трона Христа Спасителя.

Образ Спасителя в куполе центральной части храма и небесных сил на сводах

Литургия оглашенных Устройство притвора, символизирующего мир, погрязший в грехах, предназначенного для готовящихся к Крещению и воцерковлению
Чтение Апостола и Евангелия Изображение в парусах 4-х святых Евангелистов, а в барабане главы - апостолов
Литургия верных Устройство средней части храма, символизирующей обоженный  мир, предназначенный для верных, принявших святое Крещение и являющихся членами Церкви
Таинство Евхаристии – соединение причащающихся с Христом Устройство единого уровня алтаря (символа рая, селения Божия) и солеи, с которой происходит причащение мирян
6 Молебен, водосвятие, панихида, отпевание, крещение, исповедь, венчание Выделение специальных зон в храме с необходимыми габаритами для совершения частных богослужений
7 Колокольный звон Устройство колокольни или звонницы в западной части храма на высоте, обеспечивающей дальность распространения звука для призывания в храм на богослужение