Совет по храмовой архитектуре Союза архитекторов России выступил с инициативой создания Свода правил по проектированию православных монастырей. В настоящее время открыто множество новых монастырей по всей России, однако отсутствует нормативный документ, регламентирующий их строительство или методический материал, помогающий правильно организовать это строительство. В процессе обсуждения вопроса создания подобного документа с Синодальным отделом по монастырям и монашеству Московской Патриархии, было решено ограничиться созданием Свода правил по проектированию рекомендательно-методического характера для внутреннего пользования в среде Московской Патриархии, не выходя на уровень государственного нормативного документа. Это связано с тем, что в состав монастырского комплекса входят такие здания и помещения, как жилые (келейный, настоятельский корпус), гостиный корпус для паломников, богадельня, трапезная и т.д., по которым для зданий светского характера имеются государственные нормативные документы, но которые применительно к монастырским, не подходят по условиям использования этих зданий и помещений. Это может только усложнить процесс согласования проектов нового строительства в монастырских комплексах, так как экспертиза будет руководствоваться действующими нормами и правилами, которые не учитывают специфики эксплуатации таких зданий и помещений в условиях монастырской жизни.
Предлагаемый свод правил распространяется на проектирование вновь возводимых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий, сооружений монастырских комплексов и не распространяется на монастыри, относящиеся к объектам культурного наследия.
К монастырским комплексам отнесены: епархиальные, ставропигальные и приписные монастыри и подворья, пустыни и скиты. В каждом из них предполагается к размещению целый ряд зданий и сооружений богослужебного, жилого и вспомогательного назначения.
В состав предлагаемого методического материала включены следующие вопросы.
- Символический смысл и особенности планировочной организации православного монастыря на исторических примерах
Одна из специфических особенностей русских монастырей — их историческая многослойность. Некоторые из них существуют сотни лет, и на протяжении этой долгой жизни монастырские постройки изменялись как композиционно, так и стилистически. Из первоначальной группки келий при деревянном храме вырастали обширные комплексы сооружений. Также могла изменяться стилистика архитектурных решений.
Общим правилом в планировке монастырских территорий является относительно постоянный набор зданий, сооружений и их взаиморасположение в пределах монастырских стен. Сюда входят: соборный храм, соборная площадь, храмы местного посвящения, колокольня, трапезная с трапезным храмом, надвратный храм с проездными воротами и входом на территорию монастыря, некрополь.
Кроме этого на территории монастырей находятся служебные и хозяйственные сооружения: дом духовного и административного руководства с храмом, жилые и служебные сооружения — келейные корпуса, больница, библиотека, различные мастерские, мельницы и пр.; монастырская стена с башнями, в которых часто располагаются различные служебные помещения и склады.
Центральное место занимал собор, главенство которого подчёркивалось крупными размерами, большим количеством глав и богатством убранства. Трапезная церковь ставилась, как правило, к западу, северу или югу от собора, а колокольня к западу от него. Святые ворота монастыря, как правило, ориентировались на вход в собор, ещё больше выделяя его среди остальных строений.
Все монастырские постройки располагались концентрично вокруг своего ядра – собора по принципу иерархии и соподчинения второстепенных частей – главным со следующей последовательностью: службы за стенами и хозяйственные дворы, стены, кельи, собор.
Русские монастыри, несмотря на существенные различия в своих размерах и составе построек, обладали единством основных принципов пространственной организации. В числе этих принципов: главенство собора, концентричность и периметральность застройки, стремление к геометрической правильности очертаний. Помимо функциональных и композиционных причин это единство имело и глубоко символический смысл.
Концентричность и иерархия в построении монастырского ансамбля выражала ту же модель мироздания, что и структура его центрального ядра – собора, состоящего также из последовательно расположенных по принципу иерархии частей: паперть и притвор, собственно церковь, алтарь.
Выражая собой образ мироздания и Царства Небесного, композиция монастырей уподоблялась «Горнему Иерусалиму», «Граду Небесному», который согласно Апокалипсису «имеет большую и высокую стену… Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как широта» (Апок. 21.12;16). В соответствии с иконописным изображением «Горнего Иерусалима» в центре Града находится престол Бога, по Граду протекает живоносный источник, а по периметру располагаются жилища праведных. Ту же пространственную организацию имеют и древнерусские монастыри, где в центре находится храм с престолом, его окружают братские келии, а на территории цветут сады и часто имеются чудотворные источники. Некоторые отклонения от основополагающих принципов композиции русских монастырей ХІV–ХVІІ веков не мешает видеть единую основу, заключённую в их символике.
Примеры создания и планировочной организации современных монастыских комплексов
Покрово-Тервенический женский монастырь
Монастырь находится в деревне Тервеничи Лодейнопольского района на краю Ленинградской области.
Монастырь вырос вокруг развалин Успенского (ныне Покровского) храма – в 90-е годы XX века из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье
Ныне монастырь, кроме главного Покровского, имеет два малых храма: трапезный храм Успения Богородицы и пещерный храм Киево-Печерских святых. Кроме того, обитель украшают четыре часовни: Троицкая, часовня над святым источником, часовня св.вмч.Георгия Победоносца, часовня Воскресения Христова на монастырском кладбище. Имеются два келейных корпуса, настоятельский корпус, здания монастырской лавки и мастерских. . В обители имеются иконописная и швейная мастерские. Вокруг территории обители построена каменная ограда Сестры имеют огородное хозяйство и молочную ферму.
Богоявленский мужской монастырь в Перми
С 1995 года в Верхней Курье существовал скит пермского Троицкого Стефанова монастыря (в Мотовилихе). В 2004 году на его основе был создан самостоятельный мужской монастырь в честь Богоявления.
Монастырь начал существование в 1994 году, когда хороший участок земли на берегу Камы, прямо напротив Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря, был куплен под строительство загородного дома одним состоятельным человеком и он решил организовать на приобретённой земле приход Русской Православной Церкви. Храм был построен и освящён в честь иконы Божией Матери Скоропослушница.
Из-за грянувшего в 1998 г. дефолта он уехал в Москву, и Пермская епархия взяла организованный в Верхней Курье приход под своё покровительство. Вскоре рядом с деревянной церковью началось строительство каменного Богоявленского храма. Когда епископ Пермский и Соликамский Иринарх благословил основать новый монастырь, из Троице-Стефановой обители в Курью перебралась часть братии, включая послушников. В монастыре есть катехизаторская школа для взрослых, маленькая воскресная школа для детей, иконописная мастерская, в которой ведётся работа над новым иконостасом. Планируется постройка надвратной церкви, в долгосрочных планах – строительство колокольни. В центре обители - собор Воскресения Христова – десятиглавый белоснежный крестово-купольный храм с колокольней. Храм по проекту доктора архитектуры, профессора В.В.Курбатова был заложен в 2002 году. Высота колокольни достигает 39 м.
Свято-Варсонофиевский женский монастырь в Мордовии
В 1992 году Никольскую церковь села Покровские Селищи возвратили верующим, а в 1996 году в селе открылся новый женский монастырь. Недавно единственным храмом обители была деревянная церковь святителя Варсонофия, епископа Тверского. В настоящее время на территории Свято-Варсонофиевского женского монастыря возведено семь храмов, еще один храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» находится на святом источнике в 2 км от обители. Заканчивается строительство деревянного храма-подворья в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского в селе Новые Выселки в полутора километрах от монастыря. Другой храм-подворье – деревянная Церковь Рождества Христова, памятник архитектуры XIX века расположился в селе Покассы.
В 1999 году была освящена домовая церковь Святителя Николая, расположенная в мансардном этаже келейного корпуса, перестроенного из одноэтажного здания бывшей сельской библиотеки.
В 2000 году в другом келейном корпусе была построена и освящена домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Домовая церковь великомученика и целителя Пантелеимона расположена в мансардном этаже здания богадельни.
Шестой храм – надвратный, во имя Архангела Михаила.
Седьмой храм на святом источнике в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Свято-Елисаветинский женский монастырь в Калининграде
Женский монастырь в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы был основан вначале как православная община в частном доме будущей настоятельницы монастыря, принявшей монашеский постриг с наречением имени Елисавета в 1998 году.
В 1999 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил преобразование общины в женский монастырь, который и был зарегистрирован в 2001 году.
В 2001 году в связи с потребностью в создании подворья, на котором можно было бы выращивать сельскохозяйственную продукцию, был приобретен полуразрушенный домик в пос. Приозерье в 120 км. от г. Калининграда и 2 км от самого поселка.
В 2001 году Святейший Патриарх Кирилл посетил подворье и благословил строительство храма и монастырской стены, и в.2008 году храм в честь святого преподобного Александра Свирского был освящен, а строительство стены с храмами и сестринскими кельями закончилось в 2011 году. По периметру стены были построены храмы в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», «Феодоровской», «Умягчение злых сердец», «Троеручица», «Всех скорбящих радость». Домик был преобразован для проживания трудников.
Монастырь в г. Калининграде был преобразован в подворье Свято – Елисаветинского женского монастыря, а подворье в пос. Приозерье – в Свято – Елисаветинский женский монастырь, что явилось основанием для строительства храма в честь святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.
Сейчас в монастырский комплекс входит три храма: два действующих и один строящийся, 8 домовых церквей, трапезная, библиотека, монастырская лавка, архиерейский корпус с большой праздничной трапезной для гостей, кельи для насельниц и паломников, галерея-музей в честь царственных мучеников. В монастырской галерее, , на первом этаже собраны живописные работы настоятельницы монастыря, а на втором находится музей Великой Княгини Елисаветы и царственных мучеников-страстотерпцев.
На территории монастыря находятся четыре святых источника с оборудованными купелями в честь Иконы Божией Матери «Аз есмь с Вами и никто же на вы», святой Блаженной Матроны Московской, святой Блаженной Ксении Петербургской и святого Иоанна Крестителя.
Михаило-Архангельский мужской монастырь в селе Козиха Ордынского района Новосибирской области
В селе Козиха Ордынского района Новосибирской области на месте, где сейчас находится храм и братский корпус, до революции была деревянная приходская церковь во имя Архистратига Михаила, построенная в 1903 году.
В 1996 году группой монашествующих во главе с иеромонахом Артемием (Снигуром), ныне епископом Петропавловским и Камчатским, в соседней деревне Малоирменка (в 15 км. от Козихи) было начато строительство храма на месте, где раньше тоже стоял храм, и был создан Михаило-Архангельский приход.
В 1997 году монашеская община начала строительство храма и двухэтажного братского корпуса на месте прежней разрушенной церкви села Козиха.
В 1998 году монашествующие из деревни Малоирменка переехали в село Козиха, а в деревне Малоирменка был создан Михайло-Архангельский женский монастырь. Михайло-Архангельский приход был упразднен. Все подворья остались у мужского монастыря.
Строительство нового храма во имя Святого Духа на территории монастыря ведется с 2007 года.
Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка, Ставропольского района, Самарской губернии
В 2001 году была воссоздана церковная приходская община в селе Винновка. Поначалу из-за отсутствия адекватного финансирования и малочисленности церковной общины работы по восстановлению храма в честь Казанской иконы Божией Матери не продвигались. Но в 2003 году братией Свято-Воскресенского мужского монастыря города Самары работы по восстановлению храма и созданию на его базе монастырского подворья были продолжены более активно.
В 2005 году было принято решение о повышении статуса подворья в честь Казанской иконы Божией Матери из монастырского в Архиерейское.
В настоящее время в монастыре уже 3 действующих храма.
1) Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»;
2) Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского
3) Храм во имя Святой Живоначальной Троицы
Еще одна надвратная церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи
В монастыре существует паломническая служба. Для паломников есть гостиница.
В монастыре создан музей, в котором собраны уникальные экспонаты.
- Особенности архитектурных решений застройки, зданий и сооружений монастырских комплексов
В Своде правил отражены кроме общих требований, в том числе безопасности эксплуатации, и такие специфические требования, касающиеся функционирования монастырей, посещаемых мирянами. В их числе:
- Территорию монастырского комплекса следует подразделять на зону, доступную для мирян, и зону, предназначенную только для насельников монастыря;
- Особенностью монастырских храмов является необходимость зонирования помещения для молящихся, выделяя зону, предназначенную для насельников монастыря. В этой зоне должно быть предусмотрено место для размещения трона игумена (игумени) монастыря.
Создание Свода правил позволит развивающимся и вновь создаваемым монастырям грамотно формировать их застройку, обеспечивать функциональность и безопасность эксплуатации зданий и сооружений монастырских комплексов.