Наверное ни один храм не привлекал к себе столько внимания СМИ, как главный храм Вооруженных сил России, построенный в парке «Патриот» к 75-й годовщине победы СССР в ВОВ. И действительно, храм этот не совсем обычный. Во-первых, это храм-памятник, увековечивающий подвиг народа в войне с фашистской Германией. Эта тема присутствует как в сюжетах мозаичных композиций в интерьере храма и скульптурных барельефах, размещенных на его фасадах, но также широко представлена в музейном комплексе, окружающим храм. Во-вторых, заказчиком выступала не Церковь, а Министерство обороны, а, как известно, «кто платит, тот и заказывает музыку». А «музыкой» был металл и стекло, поэтому первые проектные варианты были похожи больше на оранжерею, чем на храм. В дальнейшей работе над проектом это неуместное увлечение стеклом удалось как-то привести к минимуму, и в интерьере только часть сводов оказалась покрытой витражным остеклением. Зато все фасады облицованы металлическими штампованными рельефными декоративными панелями армейского защитного зеленого цвета. В-третьих, храм должен был быть построен в невероятно малый срок, поэтому все, до мельчайших деталей было сначала смоделировано на компьтере и затем изготовлено на предприятиях преимущественно Министерства обороны. В результате получилось что-то слишком механистичное, напоминающее сюжеты из компьютерных игр. А ведь традиционно при возведении храма очень важно присутствие ручного труда, который вносит жизнь в любой строительный материал. В-четвертых, необычна символика архитектурных форм храма. Традиционно она связана с богословскими смыслами храма как образа Царства Небесного. Здесь же все привязано к датам войны с Германией, как будто это не Дом Божий, а памятник войне.
Теперь, об объемно-планировочном решении храма. Храм пятинефный, двухэтажный. В цокольном этаже в центральном нефе находится однопрестольный храм с крещальней, размещенной за алтарем. В боковых нефах находятся вспомогательные помещения. На втором этаже находится главный пятипрестольный храм, где посвящения престолов соответствуют небесным покровителям основных родов войск российской армии. С западной стороны к храму пристроена колокольня с открытым проходом в первом ярусе, а над притвором храма устроены хоры. Над центральной ячейкой возвышается световой барабан с купольным покрытием. То есть это вполне обычная, традиционная планировочная структура крестово-купольного храма. Необычно другое – витражное заполнение коробовых сводов, крестообразно расходящихся от центральной ячейки. Вызывают много вопросов сюжеты мозаичных панно, покрывающих стены, позолоченное скульптурное изображение Христа в конхе центральной апсиды и гигантский скульптурный складень с наружной стороны центральной апсиды. Вопросы эти следует адресовать к главным художникам внутреннего убранства храма Владимиру Нестеренко и Даши Намдакову, а также куратору от РПЦ о. Леониду Калинину.
Я был в храме во вне богослужебное время, и многочисленные посетители ходили по храму как по музею, рассматривая мозаики на стенах, витражи на сводах и прочие «диковинки», слушая пояснения экскурсоводов. Практически никто не молился и не обращал взор в сторону алтарей храма, за иконостасом которых находятся Престолы, где во время богослужений совершается Таинство Евхаристии – смысл и назначение храма.
В первом Храме, посвященном Единому Богу – скинии, самым священным местом было отделение, называемое Святая Святых, где находился Ковчег Завета и куда мог заходить только первосвященник один раз в год. То же было и в монументальном Иерусалимском храме.
В новозаветное время для совершения первой Евхаристии Христос собрал Своих учеников в Сионской горнице, где они окружили Спасителя за столом, на котором стояла Чаша с вином и Хлеб, о которых Христос сказал: «Сие есть Тело Мое Нового Завета и сия есть Кровь Моя, за многие изливаемая во оставление грехов… Сие творите в Мое воспоминание». Вот где был зачаток новозаветного Храма, где должно совершаться Таинство Евхаристии и причастие Святых Христовых Таин.
Вся организация христианского храма направлена на эту функцию – собрание членов Церкви Христовой для совершения Евхаристии по обетованию Божию. Престол в алтаре храма, на котором совершается Таинство Евхаристии – это и есть главное место в храме, куда должны быть устремлены взоры и чувства молящихся. Особенно ярко это выражено в готических соборах средневековья, где все линии сводов центрального нефа сходятся в перспективе к престолу.
В православных храмах молящиеся стоят в средней части храма, под куполом, на котором изображается Христос на небесах. Все остальное убранство храма, его росписи только поддерживают тему Спасения через исполнение Заповедей Божиих и Причастие Святых Христовых Таин.
С течение времени в христианских храмах, особенно западных, стали появляться новые места притяжения после крестовых походов, когда крестоносцами стали привозиться многочисленные святыни и помещаться в специальных алтарях, окружавших центральный алтарь. Могли быть и другие решения организации внутреннего пространства храма, где помещалась какая-нибудь святыня. Ярким примером может служить храм Гроба Господня в Иерусалиме, где центральное место занимает Кувуклия – место Погребения Спасителя.
В итальянском Лоретто в центре храма находится в специальном мраморном ковчеге дом Пресвятой Богородицы, перевезенный туда из Палестины.
Особое место в православном храме может принадлежать раке с мощами какого-либо святого, как, например, святого преподобного Сергия Радонежского, стоящая на солее Троицкого храма Троице-Сергиевой лавры.
А вот в Покровском храме в Ясенево (Москва) вниманию молящихся предлагаются находящиеся в боковых от алтаря нефах муляжи Святых мест Храма Гроба Господня в Иерусалиме: камень Помазания и Кувуклия. Мне кажется, что это есть умаление Таинства Евхаристии, происходящего в алтаре храма – «единственного на потребу».