1. В чем принципиальное отличие проектирования храма от проектирования других общественных сооружений – жилого дома, театра, торгового центра?
Отличие в том, что строится сооружение не только для человека, но, в первую очередь, для Бога. Храм – это «Дом Божий». И, как мы знаем из Священного Писания, Сам Бог дал указание, каким должен быть Его храм. Кроме своей богослужебной функции, храм через символику архитектурных форм способен передать многие вероучительные истины.
2. Может ли один архитектор проектировать как храмы, так и другие постройки?
Не только может, но и должен. В современных условиях строится не только один храм, но целый храмовый комплекс, куда входят самые разнообразные сооружения, служащие для обеспечения широчайшей социальной деятельности Церкви. Это воскресная школа для детей (или гимназия), богадельня для престарелых, художественные мастерские и т.д.
Должен ли архитектор, который создает храмы знать и понимать церковную культуру, быть церковным человеком? Или достаточно быть просто профессионалом своего дела?
Правильно спроектировать храм невозможно, не зная его богослужебной функции и современной приходской жизни. Когда архитектор сам участвует в этой жизни, он знает все ее особенности и учтет это в проекте. Это не исключает наличие высокого профессионализма в общем понимании.
3.Каждый новый храм, который строится сейчас в стране – строится по определенному типовому проекту или все же к каждому сооружению имеется свой индивидуальный подход?
В подавляющем большинстве случаев храмы строятся по индивидуальным проектам. Есть случаи повторного применения проектов, здесь есть проблема несанкционированного использования проекта и нарушения авторских прав.
4. На что ориентируется архитектор при проектировании нового храма: современные тенденции, собственные вкусы архитектора или вкусы-пожелания инвестора-заказчика? В настоящее время полной утраты культуры храмоздательства не только в светской среде, но и среди духовенства, профессиональному архитектору-храмоздателю приходится брать на себя ответственность в выборе архитектурного решения храма. Однако часто приходится считаться с вкусами заказчиков и спонсоров.
5. Что нового сейчас в храмовом строительстве? Какие новаторские приемы используют архитекторы при проектировании зданий такого типа, что отличает современное храмовое строительство от того, что уже привычно глазу?
Новыми являются в основном строительные технологии и материалы. Развито монолитное строительство, чего раньше не было. К сожалению, внедряются такие искусственные материалы, как нитридтитан, имитирующий позолоту куполов. Что касается архитектуры, то предпочтение отдается привычным формам.
6. Как духовенство относится к новаторским проектам? Поддерживают применение новых подходов в проектированию или все же предпочитают традиционные храмы?
Новаторские проекты появляются на конкурсах, но вызывают негативную реакцию у духовенства. В России пока не построено ни одного по-настоящему новаторского по архитектуре храма.
7. Имеет ли отклик строительства новаторских храмов в светском обществе? Насколько это вообще необходимо? Или лучше придерживаться традиционных, привычных моделей проектирования?
Появление в России новаторских храмов, в том понимании, как это существует на Западе, в Православии принципиально невозможно, так как храмовая архитектура тесно связана с богослужением и православной догматикой, которые неизменны.
8. Привычной составляющей храма видится его роскошь. Если обратиться к современным тенденциям, они выглядят достаточно просто и без особых изысков. Вы что считаете более предпочтительным – простоту или привычную роскошь?
В храмостроительстве мы называем это благолепием храма. Оно может достигаться не только обилием декоративных средств, но прежде всего выверенными пропорциями. Вспомним храмы Пскова. Отсутствие обильного декора на стенах не делает их менее прекрасными, чем храмы «строгановского» стиля. В современной практике часто отсутствие достаточных средств не дает возможности использовать всю палитру декоративных приемов.
9. Как архитекторы вписывают архитектуру храма в городскую застройку? Есть ли в этом необходимость с вашей профессиональной точки зрения?
К сожалению, в большинстве случает приходится мириться с теми площадками, которые выделяются в существующей застройке. Конечно, такого не должно быть. Всегда на Руси для храма выбиралось самое лучшее место и вокруг него формировалась остальная застройка.
10. Даже в традиционном храмовом зодчестве существует множество разнообразных стилей храмов. Но какой лично вам кажется наиболее каноничным? Приведите примеры?
Канона, как свода обязательных правил, в храмоздательстве не существует. Все стили, существовавшие в истории русского храмоздательства, вписываются в понятие «канонической традиции». Однако, не даром современные храмоздатели чаще всего за образцы принимают храмы древнерусского периода с его храмами крестово-купольного типа, пришедшего на Русь из Византии.
11. Какое будущее у строительства храмов?
Патриархом поставлена задача, чтобы в каждом населенном пункте России был храм или часовня. Так что работы непочатый край
12. Есть ли различия в проектировании православных храмов у нас в России и за рубежом? Влияют ли их традиции зодчества на наши?
Различия есть. Например, в странах, куда эмигрировали русские люди после революции, традиция храмоздательства не прервалась и органично развивалась, используя достижения строительной техники. Православные храмы в Польше более всего впитали дух западной католической архитектуры, как например храм в Гайновке – чисто корбюзьевский аналог.
13. Еще на этапе возведения храма архитектору важно задумываться о том, услышат ли прихожане священника, хор и т.п. Кто делает расчеты по акустике? От чего зависит хорошая акустика храмов (материал стен, размеры или геометрическая форма храма, что-то еще).
Многие древнерусские храмы отличаются замечательной акустикой, но никакие письменные источники не говорят, как это достигалось. Сегодня есть методика расчета акустики храма, но, насколько я знаю, ей широко не пользуются. Хорошая акустика достигается в основном за счет правильно выбранных параметров внутреннего объема, а учитывая, что современные храмы проектируются с ориентацией на древнерусские образцы, то и сегодня достигается приемлемая акустика
14. Сейчас в Москве реализуется программа «200 храмов». Расскажите про нее. Как Вы считаете, удачное ли это решение властей? Кто финансирует строительство храмов? Как выбираются проекты храмов для этой программы? Проводятся творческие конкурсы или тендеры?
Это название уже устарело. С расширение Москвы и храмов должно быть значительно больше. Если в начале была ориентация на типовое проектирование т.н. «модульных» храмов, то сегодня пришли к мнению о переходе на индивидуальное проектирование. Финансируется программа в основном за счет спонсоров. Общине не под силу многомиллионное строительство в Москве. Проекты выбирают по-разному: поручается это назначенному на приход настоятелю, что-то может рекомендовать ответственный за Программу ФХУ МП. Конкурсы и тендеры, к сожалению, не проводятся.
15. Какова картина современного спонсорства храмов? Кто обычно выступает спонсором? Как государственная власть участвует в строительстве храмов?
Спонсорами выступают как правило крупные компании, такие как БСК, Норникель и т.д. Есть примеры и частных инвестиций. Власти должны выделить участок земли под строительство. Помочь с финансирование власть не может, т.к. Церковь отделена от государства.
16. Как обстоит дело с образованием архитекторов-храмоздателей?
До последнего времени планомерного образования архитекторов-храмоздателей не существовало. Сейчас положение изменилось – в МАРХИ организована кафедра церковной архитектуры на уровне магистратуры