Год назад был освящен новый храм столицы – в честь преп. Сергия Радонежского на Ходынском поле, возведенный в рамках Программы московского храмостроительства. Еще в период проектирования, когда появились первые изображения будущего храма, его необычная архитектура вызывала много вопросов.
Она не похожа на привычную архитектуру русских храмов ни одного из прошлых периодов тысячелетней истории русского храмоздательства. Принадлежность сооружения православному храму выдают лишь пять глав на скатной кровле.
Северный фасад, прорезанный тремя рядами щелевидных окон с чередованием квадратных окон, сдвинутых, как это бывает в жилых домах, на лестничных клетках и лишенный какого-либо декора никак не вяжется с традиционным видом стены храма. И действительно, это фасад пристроенных к храму помещений вспомогательного назначения, которые обычно присутствуют в отдельно стоящем здании причтового дома. Но и другие фасады лишены традиционных деталей, отражающих как внутреннюю структуру храма и его деление на символически обусловленные отдельные зоны, так и создающих необходимое благолепие Дому Божиему.
Войдя внутрь храма, находим в интерьере ряд нововведений в традиционной по сути структуре крестово-купольного храма. Обычные в традиционном храме столпы, заменены на четырехопорные структуры, что создает вместо освобождения пространства храма, его загромождение множеством опорных конструкций. Кроме того, средняя по высоте зона храма перегорожена выступающими в пространстве опор узкими антресолями неизвестного назначения. Перед иконостасом также оказываются опоры четырехпалых столбов, мешающих его восприятию.
Сам иконостас представляет собой расчлененную на отдельные ячейки глухую стенку без всякого декора обрамлений икон. Такой аскетизм иконостаса не соответствует традиционному благоукрашению, свидетельствующему о находящейся за ним священной области алтаря как воплощения рая с Престолом Царя Небесного.
На уровне третьего этажа пристроенных вспомогательных помещений их коридор зачем то объединен с храмом открытыми проемами, которых не должно быть как по противопожарным правилам, так и с точки зрения нежелательности посторонних шумов в храме.
Есть и другие планировочные недочеты. Так, например, в две класные комнаты можно попасть только из помещения для хора на антресоли, а туалеты вспомогательного блока, пристроенного к храму, расположены почему то не в западной его части, в зоне притвора, а напротив, в восточной части, в зоне алтаря. Размещение основного храма на втором этаже создает неудобства при проведении Крестного хода и по доступности для пожилых и инвалидов, т.к. один лифт не может обеспечить всех подъемом на этаж. Для подъема на уровень храма предусмотрена лестница в юго-западном углу здания, а не по центру, как обычно делается для торжественного шествия Крестного хода.
О целесообразности совмещения в одном объеме храма вспомогательных помещений стоит поговорить особо. Такое совмещение, как показал и пример храма на Ходынке, имеет ряд недостатков как функционального и эстетического характера, так и духовного. Представляется, что подобное совмещение в одном объеме богослужебной и внебогослужебной функций в какой то степени лишает храм его сакральности, ведет к нежелательному обмирщению. Храм – это Дом Божий, образ Царства Небесного и его архитектура целиком должна быть посвящена раскрытию этого образа.
Приводимый довод о оправданности и как бы вынужденном блокированном решении из-за затесненности территории оказался неправдой. На огороженной территории храма вполне достаточно места для размещения отдельно стоящего причтового дома. При раздельном строительстве храма и причтового дома появляется возможность строительства очередями, что в настоящее время весьма актуально при недостатке средств. Следует отметить и отсутствие на храмовой территории необходимых для функционирования приходского храма сооружений: хозяйственного блока, туалетов для прихожан, площадки мусоросборника и печи для сжигания записок.
Следует отметить и неудачное с градостроительной точки зрения размещение храма в окружении крайне агрессивной архитектурной среды застройки Ходынского поля. Рядом находятся огромные здания, подавляющие храм и лишающие его необходимой доминантности. Представляется, что при таком размещении храма, его архитектура должна была бы резко контрастировать с современной безликой архитектурой окружающих строений-монстров, а не подделываться под нее ради «современности».