С проблемой пребывания в храме детей сталкивается каждый родитель, да и служащий священник. В храме детям часто бывает душно и жарко, особенно в зимнее время, когда дети укутаны в шубы, варежки и прочее, а раздеть детей негде. Мамам с грудными младенцами негде бывает покормить или перепеленать ребенка. Детям, стоящим с родителями в толпе прихожан из-за малого роста ничего на видно, что происходит во время богослужения, поэтому они ноют, бродят по храму или стремятся выйти на улицу, где им также нечем заняться.
В старых храмах это всегда проблема, но во вновь проектируемых следует учитывать эти недостатки и сделать все для удобства пребывания детей в храме, чтобы оно стало радостным, а не обременительным.
Первое, что должно быть предусмотрено в планировочном отношении, это наличие всех необходимых вспомогательных помещений во входной зоне притвора: гардероба с вешалками для верхней одежды, комнаты матери и ребенка, оборудованной пеленальным столом и умывальником.
Для пребывания детей во время богослужения целесообразно устраивать в западной части храма антресоль, с которой детям сверху будет видно все, что происходит в храме. Так сделано, например, в храме Воскресения на Бутовском полигоне.
Удобна планировочная структура храма с окружающим его гульбищем, где дети могут вести себя более свободно и не мешать службе, проходящей в центральном объеме храма.
Если возраст детей не позволяет им отстоять всю службу в храме, то должно быть обеспечено их пребывание с родителями на прихрамовой территории, оборудованной детской площадкой и трансляцией службы.
В выходные дни многие дети, как правило, посещают воскресную школу при храме. Если нет соответствующих помещений, то занятия проводят непосредственно в храме после службы, но это бывает вынужденное решение.
В храме, предназначенном для молитвы, не должно быть ничего другого. Поэтому следует предусматривать необходимое количество классов воскресной школы в комплексе подсобных помещений, размещаемых в отдельном здании причтового дома, в цокольном этаже храма или в пристройке к нему.
В крупных приходах могут строиться в составе храмового комплекса и отдельные здания для воскресной школы или православной гимназии.
В развитие воскресных школ при храмах можно подумать о создании центров духовно–нравственной культуры. Создание центров духовно–нравственной культуры является частью церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», которую возглавляет супруга Премьера России Медведева. Программа задумывалась как комплекс мероприятий федерального и регионального уровней, успешная реализация которых позволит усовершенствовать и наполнить духовно–нравственным содержанием культурно-просветительскую и образовательную работу среди молодежи. Это особенно актуально сегодня, на фоне трагедии, произошедшей в колледже г. Керчи.
Среди социальных проектов Программы – разработка концепции и проектных предложений федеральных и региональных центров духовно-нравственной культуры (ЦДНК).
В состав ЦДНК входят следующие группы помещений: административные, культурно-просветительские (кино-концертный зал, библиотека, лектории, курсы, клубы по интересам, художественно-музыкальные студии), спортивные, трудовые мастерские, трапезные, храм или часовня. Кроме закрытых помещений, в состав ЦДНК могут входить открытые спортплощадки и земельные участки для занятий юных натуралистов (см. таблицу).
Структура ЦДНК
№ | Отделение центра | Описание отделения |
1 | Администрация | Офисные помещения дирекции национальной программы «Духовно–нравственная культура подрастающего поколения России» |
Офисные помещения управляющей компании АИО «Всероссийский центр духовно–нравственной культуры» | ||
Информационно–аналитический центр | ||
Конференцзал на 100 мест с откидными столами, оборудованный цифровым видеопроектором | ||
Выставочный зал | ||
2 | Центр молодой семьи | Женская и семейная консультации |
Клуб будущих родителей | ||
Отделение физического и психического развития детей до 1 года | ||
3 | Развлекательно–обучающая площадка для дошкольников | Типовая комната для дошкольников и детей младшего школьного возраста |
Детский сад (для детей на 1–7 дней) | ||
4 | Киноконцертный комплекс, в т.ч.:
комплекс из 2 залов:
|
– зал на 200 мест
– зал на 500 мест (кинозал/конференцзал/концертный/театральный зал, оборудованный многофункциональными креслами) |
учебная киностудия | Любительская детская/молодежная студия документальных и аннимационных фильмов | |
учебная студия звукозаписи | Студия звукозаписи | |
5 | Кафе | Кафе самообслуживания на 200 мест с традиционным русским и православным меню |
6 | Учебные помещения для Богословских курсов, в т.ч.: | Комплекс для проведения занятий вечерних Богословских курсов |
учебные аудитории | 2 аудитории по 200 мест | |
учебные классы | 3 аудитории по 60 мест | |
лекторий | 1 аудитория на 50 мест | |
трапезная | Для сотрудников и учащихся Богословских курсов на 200 мест | |
кухня | Приготовление чая и разогрев пищи для учащихся и преподавателей Богословских курсов | |
7 | Компьютерный зал | Зал с компьютерным оборудованием на 50 мест с выходом в Интернет, под постоянным контролем системного администратора |
8 | Библиотека и библиотечный коллектор | Библиотека научно–образовательной, художественной, педагогической литературы и иной информационной продукции, в том числе на цифровых носителях. |
Склад и службы библиотечного коллектора | ||
9 | Курсы иностранных языков | 3 аудитории для занятий по 20 мест |
10 | Туристический клуб, в т.ч :
пеший туризм; |
Зал для занятий |
водный туризм | Зал для занятий | |
паломничество | Зал для занятий | |
паломническая гостиница | На 500 мест (номера 1–, 2–, 4–, 8–местные) | |
склад инвентаря | Хранение и ремонт байдарок, палаток, другого имущества | |
11 | Клуб юннатов | Живой уголок, аквариум, питомники домашних животных, ветеринарная клиника |
12 | Сестричество (братство) милосердия | Учебная медицинская лаборатория |
Школа оказания первой медицинской помощи, фельдшерские курсы | ||
13 | Историко–краеведческий клуб:
краеведческий или этнографический музей |
Помещения для занятий, архив, музейный зал |
секция исторического костюма | Швейная мастерская | |
реконструкция старинного печатного двора | Набор и печать книг и изопродукции при помощи ручного винтового пресса (старая технология) | |
переплетная мастерская | Мастерская ручного переплета книг | |
общественно–родословная палата | Помещения для занятий, архив | |
14 | Военно–патриотический клуб:
русский военно–исторический музей/клуб «Поиск» |
Музейный зал, помещение для занятий |
клуб исторической реконструкции | Помещение для занятий | |
секция военно–прикладных видов спорта | Аудитория и залы по количеству секций | |
учебно–спортивный тир | Тир для стрельбы из пневматического и малокалиберного оружия (дистанция 25–50 м) | |
учебные аудитории, тренажерные залы | Изучение правил дорожного движения, материальной части автомобиля, лаборатория, учебные тренажеры | |
15 | Художественная школа:
зал истории искусств; |
Экспозиционный зал с учебной зоной, оборудованной видеопроектором |
живописная мастерская | Живопись, иконопись | |
скульптурная мастерская, керамика; | Мастерская, оборудованная для лепки и обжига изделий из глины | |
другие виды художественного творчества | Мастерские народных промыслов: лозоплетение, выжигание. роспись утвари, резьба по дереву, вязание, золотошвейная мастерская, кружевоплетение и др. | |
16 | Музыкальная школа:
хоровая студия |
Хоровой зал |
классы для обучения игре на музыкальных инструментах | По количеству изучаемых музыкальных инструментов | |
хореографическая студия | Балетный класс на 40 занимающихся | |
17 | Театральная студия:
студия сценического мастерства; |
Учебная аудитория |
кукольный театр; | Учебная аудитория | |
театральные мастерские | ||
18 | Спортивная секция:
спортивный зал; |
Универсальная игровая площадка |
гимнастический зал; | Гимнастика, единоборства | |
зал атлетической гимнастики | Силовая подготовка для всех видов, фитнес | |
комнаты для размещения секций, проводящих занятия вне помещений; | Лыжные гонки, велосипедный спорт, некоторые виды легкой атлетики | |
теннисные корты; | ||
зал настольного тенниса | ||
раздевалки | По количеству секций (мужские и женские) | |
19 | Секция кооперативного движения (мастерские) | Столярная, слесарная и другие мастерские (уроки труда) |
20 | Магазин «Русская культура» | Реализация поделок учащихся Центра, православной и духовно–нравственной литературы и видеофильмов, предметов традиционного домашнего обихода и одежды, иконная лавка, художественный салон |
21 | Часовня–храм со звонницей | На 30–50 человек |
В зависимости от финансовых и иных возможностей часть из представленных секций может быть исключена в базовом проекте и добавлена при развитии Центра в дальнейшем. В зависимости от статуса ЦДНК (федеральный, региональный, районный, городской, сельский) набор помещений и их размеры могут меняться.
Здание ЦДНК в г. Жуковский органично вписывается в застройку храмового комплекса, в т.ч. зданию храма, занимающего центральное положение на участке. Состав помещений ЦДНК отражает специфику города и места размещения храма на территории городской больницы. Так как г. Жуковский является центром российской авиации, то для мальчиков предусмотрено помещения для авиамоделирования и военно–патриотического клуба. Для девочек предусмотрено помещение для обучения основам медицины и патронажной службы. В составе ЦДНК есть помещение для досуга престарелых членов прихода, библиотека с выходом в интернет, центр молодой семьи, уголок живой природы, мастерская народных промыслов, изостудия и универсальный зал для театральных и музыкальных постановок.
Таким образом, состав помещений обеспечивает разностороннее развитие детей и людей старшего поколения.