Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний. Сразу после революционных потрясений 1917 года на Церковь обрушились жесточайшие гонения. В 1918-20-х годах была проведена национализация церковных и монастырских имуществ, а в 1922 году в связи с законом об отделении Церкви от государства были закрыты все домовые церкви, составлявших четвертую часть всех московских храмов.
До середины 20-х годов ревнителям московской старины еще удавалось проводить реставрацию наиболее древних храмов. Так, при деятельном участии П.Д.Барановского (1892-1984) был восстановлен Казанский собор на Красной площади и ряд других храмов, которые вскоре были безжалостно снесены. Из храмов, состоящих на государственном учете в качестве памятников, 60% было снесено, в том числе памятник победы в войне 1812 года – Храм Христа Спасителя.
С 1917 по 1975 гг. в Москве было снесено 284 православные церкви и 63 часовни.
В начале 1930-х началась массовая передача церковных зданий различным организациям и учреждениям, разрушение многих старинных храмов. За пять с небольшим лет в Петрограде было уничтожено 27 соборов и церквей.
Во время Великой Отечественной войны прихожанам части закрытых церквей удалось добиться их возрождения (Всех Святых на Соколе, Всех Скорбящих на Ордынке и др.), но одновременно было снесено несколько колоколен и звонниц под тем предлогом, что они служат ориентиром для немецкой артиллерии.
Во времена хрущевских гонений на церковь конца 1950-начала 1960-х гг. Москва потеряла целый ряд известных памятников церковного зодчества, среди которых храм Преображения в Преображенском, взорванный в 1964 году под предлогом строительства станции метро (сейчас храм восстановлен).
По некоторым сведениям, за 70 лет Россия потеряла более 70 тысяч храмов.
В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным насчитывалось 54174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учёта военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей.
На территории Москвы (в пределах МКАД) к 1917 году насчитывалось 848 храмов и часовен всех конфессий, к 1987 г. из них действующим оставался 51 храм (47 православных и 4 иноверческих - иудейский, католический, армянский и мусульманский). Было закрыто 372 (343 храма и 28 часовен), разрушено - 426 (334 храма и 92 часовни).
Многие московские храмы были приспособлены под иные функции:
Церковь | Год
постройки |
Год
закрытия |
Приспособление |
Знамения на Шереметевском дворе | 1680-е | филиал Палеонтологи-
ческого музея |
|
Илии Пророка на Воронцовом поле | 1654 | фондохранилище Музея искусств народов Востока | |
Иоанна Богослова в Бронной слободе | 1665 | 1933 | для нужд театра |
Иконы Божией Матери Иверская | 1901 | здание Детской городской больницы № 20 | |
Софии Премудрости Божией | 1682 | 1929 | жилье |
Введения у Салтыкова Моста | 1829 | 1931 | вытрезвитель |
Вознесения на Гороховом поле | 1793 | 1933 | выставочный зал Театра Горького |
Воскресения Словущего в Даниловской слободе | 1837 | 1933 | фабрика зонтиков |
Гео́ргия Победоно́сца в Грузи́нах | 1899 | вечерний электромехани-
ческий техникум |
|
Димитрия Солунского на Благуше | 1911 | 1932 | завод вторичных драгметаллов |
Иконы Божией Матери Тихвинская в Сущёве | 1696 | 1932 | учебно-экспериментальный завод и чугунолитейный цех |
Митрофана Воронежского в Петровском парке | 1895 | заводское училище, затем спортивная школа | |
Никиты Великомученика на Старой Басманной | 1751 | учебный зал Лесотехнического института | |
Николая Чудотворца в Новой слободе | 1672 | оброс различными пристройками, в том числе большим жилым домом | |
Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины | 1912 | клуб | |
Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе | 1934 | администритвно-конторское здание | |
Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Успенской старообрядческой общины | 1911 | спортзал | |
Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках | 1917 | 1923 | заводской цех |
Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской | 1935 | между колокольней и храмом встроен огромный производственный цех | |
Троицы Живоначальной в Троицкой слободе | 1706 | 1924 | административное здание, затем под размещение симфонического оркестра |
Иверский собор в Николо-Перервинском монастыре | 1908 | 1941 | производственный цех |
Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище | 1916 | 1918 | общежитие, мастерские, склады, магазин |
Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке | 1847 | 1930-е | склад |
Бориса и Глеба в Дегунине | 1866 | 1941 | амбулатория, затем производственный цех |
Бориса и Глеба в Зюзино | 1704 | 1930-е | овощной склад |
Рождества Христова в Черкизове | 1789 | 1940 | мельница, затем мебельный магазин |
Серафима Саровского в Серафимовской женской общине в Кунцево | 1909 | 1929 | производственный цех |
Вот только несколько примеров утрат храмов и монастырей Москвы.
В 1918 году в Москве проходит заседание Поместного собора Русской Православной Церкви, возобновившего Патриаршество во главе со Святейшим Патриархом Тихоном. Последняя служба в Успенском соборе Кремля состоялась на Пасху 1918 года, после чего кремлевские храмы были превращены в музеи, закрыты или разрушены.
Наиболее почитаемый мужской монастырь в Московском Кремле — Чудов — был основан в 1365 году митрополитом Алексием. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдулу. В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Именно с этого храма началась история кремлевских святынь.
Несколько позднее, в 1390-е годы княгиня Ефросинья, вдова Дмитрия Донского, основывает рядом со Спасской башней еще один монастырь, который получил название Вознесенского. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.
Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.
После Отечественной войны 1812 года восстановлением двух святынь занялась архитектурная комиссия под руководством Осипа Бове. Если монастыри в целом уцелели, то церковь Святого Георгия в составе одного из монастырских комплексов была сильно разрушена. На ее месте решили возвести Храм Святой Екатерины в неоготическом стиле, который неплохо вписался в существующую застройку, сочетаясь с готическими мотивами шатра Спасской башни.
В таком виде оба монастыря просуществовали до декабря 1929 года, когда было принято решение об их сносе.
На месте снесенного Вознесенского монастыря был построен 14-й корпус административного здания.
Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о возможности восстановления двух монастырей.
Сейчас проводится тщательнее археологическое изучение этой древней территории. Кремль является особо охраняемой территорией ЮНЕСКО, и любые действия здесь согласуются с этой международной организацией.
Последним из закрытых в советское время московских монастырей, большинство из которых было превращено в концлагеря, стал Даниловский монастырь, закрытый в 1930 году.
Основанный около 1282 года первым московским князем Даниилом, монастырь через полвека переехал в Кремль, Старое место Даниловского монастыря находилось в запустении, но в 1560 году по указу Ивана Грозного обитель была восстановлена. Тогда же выстроен монастырский собор во имя Семи Вселенских Соборов, перестроенное здание существует и сегодня. Монастырская ограда, выстроенная в камне в XVI веке, не раз перестраивалась.
Особое значение в формировании площади перед монастырем играет надвратная колокольня с церковью Симеона Столпника. Трех-пролетные северные ворота были заново построены в 1681 году, а церковь-колокольня над ними – в 1731–1732 годах.
В 1833–1838 годах посреди монастырского двора выдающимся архитектором О.И. Бове была построена церковь Живоначальной Троицы. Она создавалась как вторая соборная и вмещала до 3000 человек.
Даниловский монастырь закрыли в 1930 году, последним в Москве. Его превратили в детскую колонию-изолятор НКВД, была снесена колокольня и уничтожены интерьеры всех церквей. Разграблен и уничтожен был и монастырский некрополь. Даниловские колокола были назначены к переплавке, но оказались проданы по цене металлолома и находились в Гарвардском университете до 2007 года, когда после долгих переговоров были возвращены в обмен на точные копии.
В 1983 году комплекс передан Церкви для создания Патриаршей резиденции. Реставрационные работы в целом завершены к 1988 году.
Кафедра́льный собо́рный храм Христа́ Спаси́теля в Москве является памятником воинам Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном.
Оригинал храма был воздвигнут по проекту архитектора К. А. Тона в 1839-1883 гг. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города в 1931 году.
На заседании ЦИК СССР было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать.
Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году
В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.
Храм Христа Спасителя заново отстроен в 1994—1997 годах.
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь является старейшей женской обителью Москвы. В 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина была построена каменная соборная церковь.
В 1804 году старый Зачатьевский собор, пришедший в ветхое состояние, был разобран, и на его месте в 1805-1807 годах вырос огромный собор Рождества Богородицы. Он был построен в неоготическом стиле, его архитекторами считаются М.Ф и М.М.Казаковы.
В 1927 году Зачатьевский монастырь был закрыт, его территорию занимали различные учреждения, в том числе тюрьма и детская колония. В 1934 году внутри монастырской ограды были снесены практически все постройки, за исключением храма Сошествия Святого Духа, который перестроили. На месте взорванного собора было построено школьное здание.
В 1991 году начались работы по возрождению обители. В 2002-2003 годах были разобраны постройки советского времени и проведены археологические изыскания, вскрыты фундаменты всех разрушенных храмов, возведен новый монастырский собор Рождества Богородицы.
В стилобатной части собора в габаритах существующих остатков стен предусматривается организация экспонирования археологических артефактов и реликвий монастыря, воссоздание храма в честь Неопалимой Купины и мемориала основательниц монастыря.
Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери была построена в 1906-1912 гг. при московских городских бойнях за Покровской заставой на средства и усердием рабочих городской бойни и крестьян близ лежащего поселка Дубровка. Храм был большим, вмещающим до 2000 человек.
В 1935 году заместитель председателя Мособлисполкома С. Губерман издал постановление Иерусалимскую церковь закрыть, а здание использовать для организации детских мастерских чулочно-трикотажной фабрики.
Храм внутри и снаружи подвергся варварской перепланировке и перестройке. В середине 50-х годов в здании храма разместили завод «Электрон», работающий на оборонную промышленность. Тогда же были снесены купольное завершение и колокольня, а внутри храма построены перекрытия. В последнее время здание храма занимал Югорский акционерный банк, еще больше исказивший первоначальный вид здания.
В 1996 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме Иерусалимской иконы Божией Матери было учреждено Патриаршее Подворье и началось его восстановление.
В 2014 году Управляющий Московской епархией митрополит Ювеналий обратился к духовенству, мирянам, общественным организациям, благотворителям и жителям Подмосковья с призывом о восстановлении поруганных святынь. Был организован благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, который взял на себя задачу восстановить храмы в далеких приходах. Работа началась в декабре 2014 года. Сейчас противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы уже идут во многох храмах. Вышел альбом, в котором собраны фотографии и краткая информация обо всех 253 храмах региона, нуждающихся в реставрации. В самом печальном положении - те, что стоят в заброшенных деревнях или на погостах, где давно не хоронят. Следующая стадия – руины. Для таких зданий фонд предусматривает консервацию. Это комплекс работ, которые останавливают разрушение здания. Восстанавливать эти храмы будут потомки в необозримом будущем.
Более радужная судьба у храмов, расположенных в населенных пунктах. Особенно если есть настоятель, община и совершается богослужебная жизнь.
Община может подать в Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь заявку, ее рассмотрит Управляющий совет фонда и примет решение.