Сегодня изготовителями иконостасов предлагается множество вариантов, как по материалу, так и по стилистике исполнения, опирающихся на образцы из всего многообразия православного наследия. В зависимости от особенностей решения интерьера каждого конкретного храма, авторами проекта подбирается то или иное композиционное решение иконостаса, его декоративное решение.
Казалось бы, в этой области церковной архитектуры нет особых проблем. Однако есть два вопроса, о которых сегодня необходимо вести разговор.
Первый вопрос ˗ появление решений, исключающих традиционный иконостас, закрывающий визуально пространство алтаря от средней части храма. Об этом подробно описано в статье Николая Каверина «Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами», опубликованной в журнале «Благодатный огонь» 11.05.2016. В статье приводится пример алтарной преграды в храме Александра Невского при МГИМО, в которой отсутствуют иконы.
Автор статьи связывает его появление с обновленческими идеями, которые уже сотрясали нашу Церковь в 1920˗х годах, а также озвучиваются и практикуются современными обновленцами.
В 1922 году обновленческий деятель, о. И. Егоров самочинно реформировал традиционное богослужение: перешел на русский язык и перенес престол из алтаря на середину храма.
А вот как описывалось в одной из провинциальных газет богослужение, совершавшееся епископом Антонином (Грановским) в Заиконоспасском монастыре в Москве в 1922 году: «Антонин в полном архиерейском облачении возвышается посреди храма в окружении прочего духовенства. Он возглашает; отвечает и поет весь народ; никаких певчих, никакого особого псаломщика или чтеца... Алтарь открыт все время... В будущем он обещает уничтожить алтарь и водрузить престол посреди храма».
Мотивами неообновленцев может быть только оглядка на западную богослужебную традицию, где в пространстве храма иконостас отсутствует.
Кроме храма Александра Невского при МГИМО, традиционный иконостас отсутствует в Федоровском соборе в Санкт-Петербурге, в Покровском храме в Зеленограде под СПб, в церкви Спаса Нерукотворного Образа в Усово.
Не традиционно решен и иконостас Серафимовского придела в храме Сергия Радонежского в Крапивниках.
Аппеляция неообновленцев к возвращению к древней традиции не может быть принята, т.к. отделение святилища сплошной завесой было заповедано Самим Богом Моисею при создании первого храма ˗ скинии.
В дальнейшем при формировании традиции Новозаветной Церкви был лишь сравнительно небольшой период отсутствия сплошной преграды, когда формировалось пространство христианского храма в катакомбный период или период приспособления языческих базилик под нужды богослужений.
Но уже в главном образце византийского храма ˗ Софии Константинопольской мы видим зарождение православного иконостаса ˗ темплона. К XII веку темплон в виде портика с большими иконами Спасителя, Богоматери и святого данного храма уже был широко распространен.
В русской традиции иконостас был всегда. Высшей точкой стал русский многоярусный иконостас, являющий взору молящихся всю историю домостоительства Божия от ветхозаветных праведников до событий земной жизни Спасителя. Устройства низких иконостасов связано чаще всего с желанием расширить пространство храма и раскрыть живописное или мозаичной изображение на конхе апсиды.
Вторым вопросом является оформления стороны алтарной преграды, обращенной в алтарь. Этому вопросу почему то не уделяется никакого внимания ни в одном из теоретических трудов, посвященный иконостасам. А ситуация весьма странная. Богатое убранство стороны, обращенной в сторону средней части храма, где стоят молящиеся и которая символизирует землю. И, как правило, пустой задник конструкции иконостаса, обращенный в алтарь, где совершается Таинство Евхаристии и который символизирует рай, Царство Небесное.
Казалось бы, эта сторона алтарной преграды должна быть украшена как и стены алтарной апсиды росписями и декоративным убранством, достойным для украшения пространства алтаря. Тем не менее, есть лишь единичные случаи, когда задник иконостаса как то оформляется. Чаще всего задники икон иконостаса в лучшем случае «зашивают» покрашенными плоскими листовыми материалами.
Поставленные вопросы целесообразно рассмотреть Экспертным советом и его заключение передать комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства для принятия соответствующих решений.