Высказывания о храме, взятые из Священного Писания, писаний Святых Отцов, деятелей Церкви и светских исследователей прошлого и настоящего времени. Они являются подкреплением основных принципов, определяющих архитектурные решения православных храмов. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.
Храм имеет Божественное устроение * ** *** **** *****
|
||
1 |
Символическая наполненность устройства, форм и деталей в соответствии с богословием и богослужением |
«Святая церковь есть образ и подобие Божие…, с другой стороны, образ и мысленного и чувственного мира, потому что в ней есть святилище — символ мысленного мира, и храм — чувственного. Она, далее, есть образ человека, так как святилище представляет душу, а храм — тело. Она же есть образ самой души, рассматриваемой в себе самой, потому что святилищем изображается слава (способности) созерцательной, а храмом знаменуется красота (силы) деятельной». Прп. Максим Исповедник. Тайноводство. Глава XXIV «Вступив в храм, вы как бы оставляете за собой землю и вступаете в земное небо… Храм — преддверие неба и рая, и как бы самое небо». Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви. |
2 |
Иерархичность. |
«…ум наш не иначе может восходить к близости и созерцанию небесных Чинов, как при посредстве свойственного ему вещественного руководства: т.е. …признавая видимые украшения отпечатками невидимого благолепия, …, порядок видимых украшений — указанием на стройный и постоянный порядок на небесах... ; кратко, все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах… дабы мы через чувственное восходили к духовному и через символические священные изображения — к простой, горней небесной Иерархии». св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Глава 1 § 3.
«Храм образует этот видимый мир; верхние части его – видимое небо, нижние – то, что находится на земле и самый рай; внешние же части – самые низшие части земли и одну только землю». Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о Храме». 99. Целостная структура иерархического универсума, описанная в «Ареопагитиках» явилась теоретическим прообразом системы храмовой росписи. Ибо храм представлялся христианам сакральным микрокосмосом, подобным божественному универсуму. Соответственно организовывалась и система росписей от Пантократора в куполе, через небесные чины, иногда изображения таинств, Христа и Богоматерь (как предстоящих, так и в евангельских сценах) к святителям, мученикам, монахам в нижних регистрах росписи. Бычков В.В. «Ареопагитики» |
3 |
Симметрия в главном и ассиметрия в деталях |
«…он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот.... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот…» Откр. 21.12-13 «Думаю, византийские мастера строили в целом по ощущению, и именно потому, что они поступали так, через каждое их расположение проходит эта восхитительная жизнь, изменчивость и неуловимость, и мы смотрим на это великолепное здание как на прекрасную толпу деревьев, выросших из земли и не сознающих собственной красоты». Джон Рёскин, английский историк и теоретик искусства сер. 19 в. «Семь светочей архитектуры» |
4 |
Пропорциональность целого и частей |
«..Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью: длина и широта и высота его равны..» Откр. 21.16. |
5 |
Осевая композиция: запад –восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх |
«..мы входим в божественный храм, как бы в рай или небо…. Это действие означает, что нам отверзлись (селения) небесные и мы уже получили доступ во святое святых, восходим ко свету и приближаясь, приступаем к престолу Господню. Ибо мы идем к востоку и алтарю, и возносимся, как бы облаками, божественными вещаниями и песнопениями, во внутреннейший храм, как бы на воздух во сретение Господа, который, восшедши на небо, возвел и нас горе и уготовал на путь — Себя Самого, дабы нам всегда пребывать с самим Господом». Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о Храме». 123. |
6 |
Выражение величия и красоты храма Божьего через использование средств художественной выразительности (простота основной формы, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей) |
«..мир сей, получив бытие от Истинной Красоты, в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты…» Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Глава 1 § 4. «…первая заповедь, которую должен усвоить молодой архитектор, – пусть будут только тень и простота, а всё остальное приложится…. Последовательно поименовав все обязательные признаки совершенного архитектурного проекта, мы получим следующий перечень благородных черт: Значительный размер, обозначенный простыми очертаниями. Устремлённость всего объёма вверх. Широкие пространства плоских поверхностей. Членение означенных поверхностей прямыми линиями. Разнообразная и видимая глазом каменная кладка. Выразительная густота тени, особенно заметная в ажурной каменной работе. Разнообразие пропорций в членении по вертикали. Симметрия в членении по горизонтали. Пышность декора в верхней части. Абстрактная трактовка форм во второстепенных декоративных элементах. Яркие цвета, искусственно привносимые в плоскостные геометрические узоры или же полученные за счёт использования минералов, окрашенных от природы». Джон Рёскин, английский историк и теоретик искусства сер. 19 в. «Семь светочей архитектуры» |
7 |
Использование лучших материалов, вложение большого труда, благоукрашение драгоценными материалами |
«..стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Откр. 21. 18 «..благолепие храма, и чистота помоста, означают красоту, чистоту и благолепие Святых, также красоту рая, потому что божественный храм, как мы сказали, изображает и рай…красота храма означает, что Пришедший к нам – красен добротою, как всенепорочный, и что Он есть прекрасный Жених, а Церковь – прекрасная невеста Его…» Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. «Книга о Храме». 108. |
Современные условия диктуют дополнительные принципы храмовой архитектуры: |
||
8 |
Развитие, обновление при сохранении основных характеристик через живое подражание историческому с чертами откровенности (когда понятен источник подражания) и смелости нововведений (но с взглядом на будущее восприятие и обязательного наполнения современного историческим смыслом). Копирование не может вдохнуть в копию силу жизни оригинала. В то же время оригинальность и новизна не могут быть самоцелью и не могут быть плодотворными, если не выражают ничего, кроме бунта против общепринятых законов формотворчества в канонической традиции храмоздательства.
|
«…устойчивое развитие общества может осуществляться только при правильном взаимодействии традиционного и новаторского начал. Если будет только традиция, но не будет новаторства и движения вперед, то развитие человеческой цивилизации остановится. Да такого и быть не может, потому что Бог создал человека, предрасположив его к творчеству. А результатом творчества всегда является новое». «А традиция — это то, что помогает людям выбирать из всего нового только самое важное и существенное, то, что само потом становится частью традиции. Традиция — это некий фильтр, но не бездумный, не безыдейный, а имеющий в основе своей Божественное начало, Божественный критерий»; «Идеи вседозволенности, неограниченной свободы личности, крайнего индивидуализма, постепенно проникавшие в течение последних столетий во все сферы жизни общества — от политики и экономики до культуры и искусства — бросают вызов нравственным ценностям, объявляют их ненужными и даже мешающими общественному развитию». Патриарх Московскй и Всея Руси Кирилл. Из выступления на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ 29 января 2016 года. «Современная архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества, в том числе и храмового… Церковь хранит историческую преемственность в поддержании традиций храмового зодчества. Архитектура Ее зданий органически связана с содержанием Евангелия, умело и ёмко воплощая в своих формах символику божественного устроения мира, грядущего спасения человечества и бессмертия. Поэтому модернистские течения как таковые в традиции православной архитектуры не получили развития, хотя и имели место. Опыт показывает, что произвольное изменение облика храмов и монастырей, как по причине «духовных веяний времени», так и вследствие урбанистических процессов отрицательно сказывается на духовности общества». Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П. Из послания участникам выставки «Архитектура и религия» на Росстройэкспо в 1996 г. |
9 |
Экономичность в строительстве и эксплуатации при видимости вложенного труда и применении натуральных материалов |
«Последний вид обмана, который следует осудить, – это замена ручной работы отливкой или машинным способом изготовления, то есть технические приёмы фальсификации. Вы используете то, что претендует на ценность, которой на самом деле не обладает, претендует на высокую цену, не являясь тем, за что себя выдаёт. Это подлог, пошлость, наглость и грех. Никому на свете не нужно украшательство, нужна цельность». Джон Рёскин, английский историк и теоретик искусства сер. 19 в. «Семь светочей архитектуры» |
10 |
Принадлежность произведения храмовой архитектуры национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства. Чтобы личный каприз не заслонял и существенно не менял традиционные типы и приемы, чтобы каждый элемент православной архитектуры был общераспространен и общепринят |
«В нашем нынешнем состоянии сомнения и невежества почти невозможно себе представить внезапное озарение разума и фантазии, быстро растущее ощущение силы, лёгкости и, в истинном смысле, свободы, которые немедленно вызвали бы такое благотворное влияние во всех областях искусства. Освобождённый от колебаний и трудностей, связанных со свободой выбора, составляющей половину всех неудобств в мире, освобождённый от сопутствующей необходимости изучения всех прошлых, настоящих и даже возможных стилей и получивший возможность путём концентрации индивидуальной энергии и участия в совместном действии коллективной энергии проникать в самые сокровенные тайны принятого стиля, архитектор обнаружил бы, что все его представления расширились, его практические познания упрочились и стали готовы к применению, а его воображение стало весёлым и сильным. Заметным результатом было бы возросшее ощущение нашей общности, скрепляющее патриотическим чувством любую нацию, гордое и радостное признание нашей связи друг с другом, взаимопонимания и желания во всех отношениях сознательно повиноваться каждому закону, действующему в интересах общества». Джон Рёскин, английский историк и теоретик искусства сер. 19 в. «Семь светочей архитектуры» |
* По образцу, указанному Богом, скиния была построена в пустыне у Синая под руководством мастеров Веселиила и Аголива из драгоценных материалов, большую часть которых народ вынес из Египта. Сам Бог дал образец скинии в деталях. Повеление это записано: «так и сделайте» и «так и сделали сыны Израилевы все работы».
Скиния представляла продолговатый прямоугольник, 15 метров длины, 5 метров ширины и 5 метров вышины. Продольные стороны были обращены на юг и север, вход был с восточной стороны. Продольные и задние стены были сделаны из дерева ситтим, обложены тонкими листами золота и прикреплены шипами к литым серебряным подножиям. Наверху они были соединены шестами из того же дерева, обложенными золотом; эти шесты вкладывались в золотые кольца на концах вертикально стоявших брусьев. На восточной стороне не было брусьев, а только пять столбов из дерева ситтим, обложенных золотом, снабжённых золотыми крючками и утверждённых на медных подножиях. Составленный таким образом остов покрывали четырьмя различными покрывалами. Первое и самое внутреннее состояло из тонкой льняной ткани, искусно вышитой изображениями херувимов, с отливом голубого, пурпурного и червлёного цветов. Следующее покрытие было из лучшей козьей шерсти, третье – из красных бараньих кож и четвёртое, или верхнее, из более грубых и поэтому менее подверженных порче синих кож. На пяти столбах, которые стояли перед входом с восточной стороны, висела богато вышитая завеса шириной в 20 локтей из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти и белого виссона.
Внутри скиния была разделена на две части четырьмя столбами из дерева ситтим, обложенными золотом, подобно первым, но утверждёнными на подножиях из серебра вместо меди; на этих столбах висела такая же завеса, как на входе. Оба внутренние помещения, вероятно, были разделены так, как и в храме: 23 скинии были заняты передним помещением, называемым Святое, а одна треть – задняя – Святое Святых. Следовательно, Святое было длиной 10 метров, шириной 5 метров и высотой 5 метров. Святое Святых представляло помещение в форме куба с одинаковой длиной, шириной и высотой в 5 метров. Ни Святое, ни Святое Святых не имели окон.
Скиния была окружена двором в 50 метров длины и 25 ширины, расположенным с запада на восток и окружённым завесами, или полотнищами, повешенными на столбах, обложенных медью в 7,5 метра вышины, с перекладинами и крючками из серебра. Эти столбы были утверждены на медных подножиях по 20 на продольных сторонах и по 10 на поперечных. Завесы двора были сделаны из тонкой белой кручёной пряжи, кроме завесы у входа, на восточной стороне. На этом дворе в западном направлении стояла скиния; ближе ко входу – жертвенник всесожжения, а между жертвенником и скинией – умывальник.
В скинии находились различные священные предметы. За первой завесой, в Святом, куда было позволено входить только священникам, помещались жертвенник курения, стол для хлебов предложения и светильник. Жертвенник курения стоял посредине, перед завесой. На северной стороне от жертвенника курения, т.е. направо от входа, стоял стол для хлебов предложения; на южной стороне, т.е. налево, – золотой светильник. За второй завесой, в Святом Святых, куда входил только первосвященник и, притом, однажды в год, стоял ковчег Завета.
** Для построения храма и его частей Давид оставил Соломону данный ему Богом образец «всё сие в письмени от Господа». Храм был устроен по образцу скинии, но только в гораздо большем размере.
Собственно храм представлял прямоугольное здание из тёсаных камней (30 м длины, 10 м ширины и 15 м высоты во внутренней его части, с плоской кровлей из кедровых брёвен и досок). Посредством промежуточной перегородки из кедрового дерева дом был разделён на 2 помещения: внешнее – Святое, 20 м длины, 10 м ширины, 15 м высоты и внутреннее – Святое Святых, 10 м длины, ширины и высоты, так что сверху Святого Святых оставалось 5 м до потолка храма, это помещение называлось горницами.
Изнутри стены были обшиты кедровым деревом с резными изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов, обложенных золотом. Потолок также был обшит кедровым деревом, а пол – кипарисовым: и тот и другой были обложены золотом. Дверь с дверцами из оливкового дерева, украшенными изображениями херувимов, пальм, цветов, обложенная золотом, представляла вход в Святое Святых. Перед этим входом висела, как и в скинии, завеса из искусно сделанной многоцветной ткани, прикреплённая, быть может, к тем золотым цепям, которые были протянуты перед входом в Святое Святых. Входом в Святое служила двухстворчатая дверь из кипариса с косяками из оливкового дерева, дверцы которой могли складываться и были украшены подобно двери в Святое Святых.
Перед зданием храма находился притвор 10 метров ширины и 5 метров длины, перед ним или при входе в него стояли два медных столба по имени Иахин и Воаз, каждый по 9 м вышиной, с капителями, искусно сделанными с углублениями и выпуклостями, и украшенные гранатовыми яблоками, сетками плетёной работы и лилиями. Вокруг продольной задней стены самого храма была пристройка в три этажа с комнатами для принадлежностей богослужения и запасов; она соединялась с храмом таким образом, что потолочные балки пристройки были укреплены на выступах стен храма; эти выступы в каждом этаже делали стены храма на локоть тоньше, а комнаты настолько же шире; поэтому нижний этаж пристройки был пяти локтей ширины, средний – шести и верхний – семи. Вышина каждого этажа была 2,5 м; поэтому стены самого храма значительно возвышались над боковой пристройкой, и на них было достаточно места для окон, через которые свет проникал в Святое. Святое же Святых, подобно скинии, было тёмным. В боковую пристройку входили через дверь на южной стороне, откуда витая лестница вела в верхние этажи.
Далее, вокруг храма были построены притворы, из которых ближайший к храму, внутренний двор для священников, был построен из трёх рядов плитняка и одного ряда кедровых брусьев; вокруг него был внешний притвор, или большой двор для народа, закрывавшийся выложенными медью воротами. Внутренний двор называется «верхним двором», и отсюда видно, что он был расположен выше внешнего; по всей вероятности, и сам храм был расположен выше верхнего двора, так что всё здание было построено террасами. Большой двор был обстроен комнатами, портиками и т.п. для различных надобностей. О размерах внешнего двора ничего не сказано в Библии; вероятно, он был в два раза больше внутреннего двора, который равнялся 100 м длины и 50 м ширины, следовательно, двор был 200 на 100 метров.
В Святом Святых храма ковчег Завета, поставленный между изображениями херувимов, которые были 5 м вышины и сделаны из обложенного золотом оливкового дерева с крыльями в 2,5 м длины, распростёртыми так, что одно крыло каждого херувима касалось боковых стен, два же других крыла соединялись концами над ковчегом. Херувимы стояли на ногах, с лицами, обращёнными к Святому. В Святом стояли следующие предметы: жертвенник для курения из кедрового дерева, покрытого золотом, 10 золотых светильников, каждый с 7-ю лампадами, 5 – по правую и 5 – по левую сторону перед задним отделением храма, и стол для хлебов предложения с их принадлежностями. По мнению некоторых, в храме находилось 10 столов для хлебов предложения.
На внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения пяти метров в высоту с его принадлежностями: тазами, лопатками, чашами и вилками; затем большое медное море, или водоём, стоявшее на 12-ти медных волах и на 10-ти искусно сделанных подставах с 10-ю медными умывальниками для ополаскивания жертвенного мяса.
*** Архитектурный образ Святой Софии гармоничен; в нём замечательно целостно отражена идея величия, сложности, бесконечного многообразия мира. 3одчие храма Святой Софии создали образ совершенно особого мира, полный возвышенной торжественности. Этот мир проникнут движением: оно проявляется во взаимосвязи нарастающих кверху, перетекающих друг в друга пространств. Но внутренняя физическая связь элементов здания (которая всегда была наглядно выражена в ордерной архитектуре) скрывается от глаз человека: он должен не разумом понять, а взволнованной душой постигать чудо – вознесение огромного купола на головокружительную высоту.
Описание Святой Софии, оставленное историком Прокопием, показывает, какое впечатление она производила на тех, кто впервые входил в неё. Её интерьер «слишком великолепен, чтобы выглядеть чем-то обычным, и украшен со слишком большим вкусом, чтобы казаться излишне роскошным. Храм купается в свете и в солнечных бликах; так и хочется сказать, что он освещён не солнечным светом снаружи, а что сияние исходит изнутри, – так наполнена светом эта святыня... Над этим кругом (аркадами с парусами) возвышается огромный сферический купол – сооружение ни с чем не сравнимой красоты; кажется, что он не столько опирается на какие-то твёрдые опоры, сколько свисает прямо с неба и накрывает пространство своим золотым сводом. Кажется, сами небеса приладили всё это одно к другому с такой удивительной гармонией – одно зависит от другого, всякая вещь находит себе опору лишь в том, что лежит под нею, так что впечатление получается чрезвычайно сильное, хотя глаз не в силах остановиться на чем-нибудь отдельном. Каждая деталь властно привлекает взгляд к себе, он непрестанно перепрыгивает с одной на другую, и наблюдатель не может решить, что ему нравится больше. Даже самые искушённые, привыкшие знать толк во всём, не могут охватить это произведение искусства целиком и уходят озадаченные и смущённые ограниченностью своего глаза и разума... Если кто входит помолиться.., его разум возвышается и он пребывает в небесах; ему представляется, что Бог не может быть далеко, что Он радостно живёт здесь, в избранном Им Самим месте».
Святая София знаменовала начало новой эпохи в византийской церковной архитектуре. Характерной чертой византийского храма стал купол – и ему же предстояло играть главную роль в толковании самого храмового здания как символа духовной реальности. Символика купола как неба была известна и раньше, но он пришёлся к укреплявшейся тенденции придавать символическую значимость церковному зданию.
****В патерике Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 году преподобным Антонием (+1073 г.), говорится о том «как Самого Господа промыслом и волею и Его Пречистой Матери молитвой и благоволеньям создалась и свершилась Боголепная, небу подобная Великая Печерская церковь Богородицы архимандрития всей русской земли». К основателям монастыря – святым Антонию и Феодосию (+1074 г.) «пришли из Царьграда четыре мастера церковных… и спросили они: Где хотите ставить церковь ?». Те же им ответили: «Там, где Господь место обозначит». Греки же клятвенно говорили: «…Спрашивали мы Царицу (Богородицу) о величине церкви, и Она сказала мне: «Я меру послала – пояс сына моего – по Его повелению». Мерой стал «золотой пояс», украшавший крест с изображением Христа, который был отдан варягом Шимоном блаженному Антонию по Божией воле.
О событиях, связанных со строительством Печерской церкви, патерик повествует следующее: «Основана же была сия Божественная церковь Богородицы в 1073 году. В дни княжения благоверного князя Святослава, сына Ярослава была заложена церковь эта и сам он своими руками начал ров копать… Этой же церкви создатель, и устроитель, и художник, и творец – Сам Бог…Разумейте, братья, основание и начало её: Бог-Отец свыше благословил росой, и столпом огненным, и облаком светлым, Бог-Сын меру дал Своим поясом: хотя и деревянный был крест, но Божию силой облечён: Святой же Дух огнём невещественным ров ископал, где положить основание, и на том камне создал Господь церковь эту, что и врата адовы не одолеют её. Так же и Богородица: на три года золота дала строителям, и Своего Пречистого образа икону даровала и её поместной поставила – от иконы этой чудеса многие совершаются».
Всё это, вкупе с огромным авторитетом Киево-Печерского монастыря – первой русской общежительной обители, сделало собор чтимым образцом. Архитектура Печерской церкви (1073–1088 гг.) близка таким византийским храмам X–XI веков, как монастырские церкви Афона, Фокиды и другим. Это был шестистолпный крестово-купольный одноглавый трёхапсидный храм с П-образными хорами, украшенный мозаикой и фресками. Храм представлял собой прямоугольный блок с небольшими объёмами лестничной башни и несколько позже пристроенной крещальни у западного фасада. В интерьере четыре широко расставленных крещатых столба несли крупную главу. Западная часть – нартекс был фактически отделён от основного пространства храма, открываясь в него тремя проёмами. Относительная простота планового и объёмного построения позволяла достаточно легко воспроизводить его в других постройках. Архитектура Великой Успенской Печерской церкви определила черты последующего этапа древнерусского зодчества, стала эталоном для многих других храмов и в том числе созданных Владимиром Мономахом (1113–1125 гг.) соборов в Ростове и Суздале.
***** Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова
Глава 21
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.
11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых
13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.
14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
15 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.
16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.
17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.
18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,
20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
21 А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.
22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.
23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.
Глава 22
1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.
3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
Архитектор Кеслер М.Ю.