1 сентября 2004 года весь мир потрясло известие о захвате террористами здания школы в североосетинском городе Беслане. План создания мемориала появился сразу после теракта. Первый конкурс был объявлен уже в 2004 году. Поступило 18 заявок, исключительно из России. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.
1 сентября 2004 года весь мир потрясло известие о захвате террористами здания школы в североосетинском городе Беслане. В этот день отряд террористов под руководством Расула Хачбарова численностью более 30 человек захватил здание средней общеобразовательной школы №1. Во время праздничной линейки во дворе школы вооруженные люди, открыв стрельбу поверх голов собравшихся, стали сгонять всех присутствующих в здание. Избежать участи заложников, воспользовавшись паникой, удалось лишь немногим. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы более тысячи человек – детей, их родителей и сотрудников школы. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов. Любые попытки вести переговоры с террористами в конструктивном русле и решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. 3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Жертвами трагедии стали 334 человека, в том числе 318 заложников, из которых 186 — дети. Погибли также десять сотрудников Центра специального назначения ФСБ России, двое сотрудников МЧС и 15 милиционеров. Ранены были 810 заложников, сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих.
Здание школы после операции освобождения, и в результате подрыва имевшейся у террористов взрывчатки, оказалось практически полностью разрушенным.
План создания мемориала появился сразу после теракта. Первый конкурс был объявлен уже в 2004 году. Поступило 18 заявок, исключительно из России.
Конкурс выиграл проект московского архитектора Бориса Улькина, предположившего сохранение спортзала под прозрачной оболочкой.
Во время презентации конкурсных проектов в Беслане по предложению правящего архиерея епархии, епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, поддержанному собравшимися жителями Беслана, было решено строить на месте трагедии храм.
Летом 2007 года правительство Осетии отвергло проект Улькина, предложив мэрии Беслана найти нового разработчика.
Бесланский архитектор Руслан Аликов вне конкурса предложил свой вариант проекта мемориала с сохранением спортзала и созданием парка памяти. В 2008 году он заключил с правительством республики контракт на разработку проекта и выполнил его, не дожидаясь аванса, но правительство Северной Осетии сочло, что раз не было аванса, не было и контракта.
Разработка проекта Мемориального комплекса была поручена фирме «Доктор Крекелер» (Германия), имеющей опыт реставрации исторических объектов на территории ряда стран Евросоюза. В апреле 2011 года в Доме культуры города Беслана состоялись презентация и публичное обсуждение проекта, выполненного группой немецких архитекторов под руководством Стефана Губельта.
Стремясь соблюсти аутентичность места трагедии, разработчиками предложено не реконструировать, но максимально сохранить существующие помещения спортивного зала и основного здания школы, осуществив некую их консервацию.
Центром Мемориального комплекса станет спортивный зал, вокруг которого будет сооружена защитная оболочка в виде эллипса, символизирующего памятный венок. Опорой для прозрачного купола кровли станут 103 колонны, высотой по 11 метров. Облицовку стен защитной оболочки планируется выполнить из листов нетускнеющего металлического сплава, перфорированного в виде цветков морозника кавказского, символизирующего неприкосновенность и невиновность.
Согласно проекту, спортзал в обрамлении защитной оболочки является функционально обособленным элементом Мемориального комплекса. Потому и возникла необходимость демонтажа двухэтажной перемычки между залом и школой, а также примыкающей к залу одноэтажной хозяйственной постройки.
После сооружения защитной оболочки спортзала и его внутреннего обустройства для круглосуточного посещения, строители приступят к консервации основного здания школы, в помещениях первого этажа которой планируется разместить мемориальные экспозиции.
Проект создания православного храма на месте трагедии отменили, но сбор средств на него продолжается.
Год спустя после трагического события на мемориальном кладбище Беслана, на котором похоронены 266 человек, погибших во время террористического акта в Беслане 1 сентября 2004 года, состоялось открытие памятника «Древо скорби». На территории кладбища – «Города ангелов» находится также хачкар, подаренный детьми Армении и памятник членам спецназа, погибшим при штурме Бесланской школы № 1.
Автором также был выполнен проект в рамках проводимого Союзом Архитекторов России конкурса. Это был единственный проект, где в составе мемориального комплекса было предусмотрено строительство православной часовни.
В многонациональной России в память безвинных жертв террора и героев-воинов традиционно возводятся православные храмы или часовни-памятники. Со звонниц раздается колокольный перезвон с использованием последовательных ударов во все колокола – от самого большого до самого маленького, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.
Архитектурная концепция по созданию мемориального комплекса у школы №1 в Беслане состоит в следующем:
- Школа №1 после консервационных работ входит в состав мемориального комплекса.
- Для мемориала используется незастроенная территория между школой и железной дорогой, удаленная от жилой застройки.
- Проектная идея заключается в воспроизведении школьной линейки перед зданием школы в виде Аллеи памяти, замыкаемой с одной стороны православной часовней-звонницей, и с другой стороны – памятной мусульманской стелой «Ясин». Вдоль аллеи-линейки устанавливаются с двух сторон 156 монументов по числу погибших детей в виде каменных ступенчатых арок (цыртов) с осетинской народной резьбой, с подвешенными колоколами разных размеров в зависимости от возраста детей и обозначением их имен на камнях между арками. Имена всех остальных погибших высекаются на каменных плитах, устанавливаемых на стенах часовни-звонницы.
- Часовня-звонница представляет собой характерную для осетинского культового зодчества пирамидальную ступенчатую стену башенного типа, увенчанную главой со шлемовидным завершением, проемом звонницы и узкими окнами-бойницами для освещения внутренних лестниц. Впереди к ней примыкает паперть на тонких колонках со стеклянным полукуполом покрытия. Это символ сильной Отчизны и ее воинов, которые призваны обеспечить безопасность хрупкой детской жизни как за нерушимой стеной. С восточной стороны к стене-звоннице примыкает полукруглое помещение самой часовни. В день траурного поминовения она может использоваться как алтарь, а храмом будет открытое пространство мемориальной Аллеи памяти, где незримо будут присутствовать и все погибшие от теракта.
- Сценарий ритуала поминовения заключается в траурном колокольном перезвоне, начиная от большого колокола, высоко висящего на звоннице в память пострадавших взрослых и далее поочередно во все 156 колоколов на монументах (цыртах), стоящих на Аллее, в память о пострадавших детях. Колокольный звон станет воспоминанием о том сентябрьском первом звонке на школьной линейке, ставшим последним для 156 детей.
- Стелла «Ясин» представляет собой металлическую восьмигранную пирамидальную конструкцию в виде расширяющихся книзу стоек с прикрепленными между ними 12 металлическими пластинами в каждой грани с просечными буквами из текстов Корана.
- Стоящие между православной часовней-звонницей и мусульманской стелой «Ясин» на Аллее памяти ряды монументов пострадавших школьников символизируют нерушимость дружбы детей разной национальности и вероисповедания, несмотря ни на какие провокации.
Архитектор Кеслер М.Ю.