Общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России» и некоммерческое партнерство «Союз благотворительных организаций России» объявили о проведении открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма». Чего можно ожидать от этого конкурса? С этим вопросом мы обратились к архитектору Михаилу Юрьевичу Кеслеру. Подготовлено ortox.ru
– Михаил Юрьевич, Вы были в составе разработчиков условий конкурса. Как возникла идея его проведения?
– Инициатором проведения конкурса является народный архитектор РФ Владилен Дмитриевич Красильников. Под его началом в 2012 году в Союзе архитекторов России был проведен смотр работ архитекторовхрамоздателей. Этот смотр показал, что в области храмовой архитектуры существуют проблемы творческого характера. Поэтому и было принято решение о проведении конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма. В конкурсной документации во вводной информации сказано, что поводом для его проведения послужили «определенного вида ошибки при желании создать яркий архитектурный образ»; а также тот факт, что «храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение, не отражая никаких черт сегодняшнего дня. Архитекторы чаше всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства, без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий».
– Каковы цели конкурса?
– Привлечь профессиональные творческие силы к поиску архитектурного образа современного православного храма, к созданию архитектурных решений, обладающих интересной композиционнохудожественной выразительностью, с соблюдением необходимых религиозных требований, отражающих непреходящую красоту Бога и Его Небесного Царства. Позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России. Следует подчеркнуть, что конкурс не преследует цели поиска модернистских решений образа православного храма. Организаторы конкурса надеются получить проекты, выполненные в русле канонической традиции, воспринимаемой актуально для современников, без уклонения в голый историзм и театрализованнофольклорные мотивы, далекие от живого внутреннего содержания храма.
– Могут ли в храмовой архитектуре сосуществовать течения традиции и новаторства?
– Наиболее целесообразными представляются такие творческие подходы к современному храмосозиданию, при которых отбрасывается и не имеющее ничего общего с архитектурным творчеством формальное копирование, и эклектичное комбинирование исторических стилей, отдельных памятников и их элементов. При этом исключительно важной остается сознательная ориентация на лучшие традиции прошлого, сутью которых всегда была глубинная связь храмовой архитектуры с православной догматикой и богослужением.
– Можно ли сказать, что современность способна найти образ храма, более подходящий для Церкви в наши дни, нежели рожденные предшествующими эпохами?
– Говорить о том, что исторически происходило поступательное движение в поиске образа храма, соответствующего духу времени, а сегодня мыде цепляемся за прошлое по своей творческой беспомощности, тогда как надо искать чтото новое, – неправильно, и вот почему. Все изменения архитектурных стилей за тысячелетнее развитие русской церковной архитектуры происходили в едином духовном пространстве православной страны и не были кардинальными по сути. Они относились главным образом к типу покрытия и элементам внешнего декора, которые и определяли понятие архитектурного стиля. Поэтому все храмы, выполненные в тех или иных архитектурных стилях, принимались соборным разумом Церкви как соответствующие церковному канону, продолжающие каноническую традицию предыдущих эпох.
– Но сегодня образ православного храма нередко предлагают изменить весьма резко…
– Сегодня ситуация совершенно другая. Мы живем в безбожном секуляризованном мире, в период активного наступления на Церковь темных сил. Но может ли Церковь и церковная архитектура, будучи по определению «не от мира сего», следовать поветриям мира, века? Напротив, она совершенно естественно противопоставляет себя – конечно, не миру людей, а миру сил зла; оберегает себя, храня то, что для нее свято и непреложно, в том числе и запечатленное во внешних формах храмовой архитектуры. Это защитная реакция, весьма разумная. Стоит нам поддаться желанию быть современными, и мы скатимся в пропасть изменения всего строя церковной жизни, гибельность чего и доказана опытом католической Церкви, испытавшей на себе последствия решений II Ватиканского Собора 1962 года. Обновленчество, пришедшее в католические храмы, только оттолкнуло, а не привлекло молодежь. Казалось, что месса под джаз или гитару, с новомодными литургическими молитвами, современные росписи стен и абстрактное искусство с инсталляциями заманят молодежь в «современную» церковь. Но не тутто было: обновленчество потерпело крах, храмы опустели еще больше, так что теперь их приходится продавать или сдавать в аренду. В наши дни новое, не являясь самоцелью, как и прежде способно возникнуть лишь вместе с появлением ярких и убедительных творческих идей. При этом естественность нынешнего обновления пластических форм церковной архитектуры связана и с применением современных материалов, технологий строительства, и с принципиально иными, чем прежде, задачами функциональной организации храмового комплекса и влияния окружающей среды.
– Так как же избежать слепого копирования – и в то же время остаться верным духу православного зодчества?
– Выход из порочного круга слепого подражательства надо искать не в отрыве от прошлого, а в его талантливом осмыслении. Нам надо научиться подлинному церковному творчеству: проектировать не «храм в такомто стиле», что неизбежно приведет к стилизации, а просто православный храм, используя знание всего достояния вселенского православного зодчества, при этом привязываясь к условиям местности, удовлетворяя потребности конкретной общины верующих и применяя уместные современные технологии строительства. Тогда храм получится не подражательным, а традиционным и современным одновременно.
– Наверное, невозможно сформулировать универсальное определение современной церковной архитектуры?
– Можно сказать следующее: в архитектуре современного православного храма должен быть соблюден деликатный баланс между стилизованными средневековыми формами и новыми. Приветствуется простота и чистота форм, но без излишней строгости или сухости; сдержанность в величии; возвышенность в скромности – при непременном условии благолепия и красоты. Следует придать этим строгим формам жизненность и теплоту, неповторимость, теплую задушевность, лиричную красоту и безусловную радость. Должно присутствовать народное, сердечное восприятие храма как «благолепного», «теплого», «уютного», «намоленного». В храме верующие должны испытать ощущение иного мира, чувство сакрального, ощущение присутствия любящего Бога; при этом в церкви не должно веять «холодом вечности», безразличным к земной жизни и человеческой личности. Архитектура храма в идеале – богочеловеческая, небесноземная; она выявляет человеческое измерение архитектуры, которая не должна быть самодостаточной, равнодушной к «простому смертному». Храмовой архитектуре следует не только «обслуживать» богослужение, но соответствовать тому настроению духа, которое сопровождает жизнь современного верующего человека.
– Какие храмы будут запроектированы в результате конкурса?
– На конкурс должен быть представлен проект наиболее востребованного приходского храма вместимостью 500–600 человек, причем в трех вариантах градостроительного размещения: в центре открытого городского пространства с размещением вспомогательных помещений в цокольной части здания; в городском квартале с тыльной частью участка, где может размещаться отдельно стоящее здание со вспомогательными помещениями; на открытом загородном пространстве без каких бы то ни было ограничений.
– А кто будет оценивать конкурсные проекты?
– Председатель жюри конкурса Владилен Дмитриевич Красильников – народный архитектор РФ, председатель Совета по архитектуре САР. Один из сопредседателей – архимандрит Тихон Шевкунов, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Также в жюри входит ряд маститых архитекторов: протоиерей Андрей Юревич – клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, членкорреспондент Петровской академии искусств, дипломированный архитектор; Шумаков Николай Иванович – заслуженный архитектор РФ, академик МААМ и РАХ, президент Союза московских архитекторов (сопредседатель жюри конкурса); Гончаров Сергей Григорьевич – главный архитектор ряда епархий, зав. кафедрой архитектуры Российского православного университета; Пестов Евгений Николаевич – членкорреспондент РААСН, доцент кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ, лауреат Государственной премии РФ. Еще один сопредседатель жюри, Ищенко Петр Анатольевич, – президент Союза благотворительных организаций России.
– Как будут использованы отмеченные жюри проекты?
– По итогам конкурса организаторы направят отмеченные проекты в Финансовохозяйственное управление Русской Православной Церкви с рекомендацией для сотрудничества с авторами этих проектов. В Постановлении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (5 февраля 2013 года) Собор одобрил идею формирования бесплатной базы проектов храмов для использования всеми епархиями Русской Православной Церкви. Финансовохозяйственному управлению было поручено ускорить приобретение типовых проектов, разработанных для города Москвы, и открыть к ним доступ для всех епархиальных управлений. Кроме того, епархиям поручено направлять доступные им проекты в Финансовохозяйственное управление для включения в упомянутую базу. Надо сказать, что типовые проекты, разработанные московскими институтами МНИИТЭП, Моспроект3 и Моспроект2 и реализуемые в Москве в рамках программы «200 храмов», далеки от совершенства и дальнейшее их тиражирование не оправдано. Если единая общая база проектов будет составлена по построенным храмам (а возведено множество храмов, столь же далеких от совершенства), то мы будем и дальше умножать число храмов с некачественной архитектурой. Таким образом, отмеченные конкурсные проекты смогут пополнить базу проектов по строительству храмов для использования всеми епархиями Русской Православной Церкви.
Беседовала Алина Сергейчук
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» №40,
Архитектор Кеслер М.Ю.