Великий Литовский князь Гедимин был язычник, однако оказывал полную веротерпимость к жителям подвластных ему территорий.Сын Гедимина Корият /в крещении Михаил/ в 1323 году построил храм во имя Святителя Николая в Лаврашевском монастыре. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.
Православные святыни Вильнюса
Начиная со второго тысячелетия по Р.Х. христианство стало проникать в языческую Литву с двух противоборствующих сторон: из православной Руси и католических Польши и Ливонии. В хронике епископа Петра Камеранского есть указание, что русские принесли в Литву христианскую веру ещё в XI веке /7/. В ХП веке сильное влияние на Литву оказывало Галицко-Волынское княжество, особенно а правление князя Романа Мстиславича /1199-1205/. В конце ХП века среди литовцев известны четыре православных князя /6/. Немецкий рыцарский орден меченосцев, образованный в Ливонии в 1202 году латинским епископом Албрехтом для распространения христианства среди язычников, стремился к подчинению и литовских племён. Под давлением меченосцев и крестоносцев литовцы переселяются из Прибалтики, где находилась их главное святилище Ромнове, на юг /7/. Разорение Руси монголо-татарами /1236-1240/ и ослабление нажима со стороны тевтонского ордена, устремившегося в это время на Русь, позволили литовскому князю Миндовгу /1230-1263/ собрать воедино литовские земли и совершить набеги на Юго-Западную Русь. Чтобы заручиться союзом с Ливонским орденом* для захвата русских земель, князь Миндовг принимает в 1246 году католическую веру и получает королевский титул. Однако, по свидетельству летописи, "крещение его было льстиво, потому что втайне он не переставал приносить жертвы своим прежним богам". Союз с Орденом не принёс успеха. Миндовгу. Он вынужден был вернуть галицко-волынскому князю Даниилу Романовичу /1229-1264/ волынские земли, хотя и успел завладеть Полоцким княжеством, положил начало присоединения западных русских земель к Литве. Миндовг отрёкся от католичества в 1260 году, разгромив войска Ордена у озера Дурбе. Он был убит Довмонтом /в крещении Тимофеем/, который бежал затем в Псков; сделался там князем /1266-1299/ и стал святым защитником православия и псковских земель от Литвы и ливонских рыцарей, которые снова принялись за распространение католичества вооружённой силой/6/.
Сын Миндовга Войшелк, будучи при жизни отца князем Новгородка, отличался языческой жестокостью. После принятия святого Крещения он прибыл в 1252 году к князю Даниилу Галицкому, передал его сыну Роману свои земли, а сам принял пострижение в монахи. Проведя несколько лет в подвигах, он основал невдалеке от Новгородка свой монастырь. После смерти отца Войшелк /1264-1267/ объявил себя литовским князем и для распространения христианства вызвал из Новгорода православных священников. В 1267 году он снова отдаёт свои владения сыну князя Даниила - Шварне Даниловичу /1267-1270/ и уходит в Уговесский монастырь. В это время уже большинство литовских князей исповедовало Православие /6/.
После княжения Шварны Даниловича великий князь Литовский Тройден /1270-1282/ жил как язычник, но три его брата были христианами, а сын стал иноком Лаврашевского монастыря и отдал литовский престол князю Витену /1295-1315/ /6/. Не без участия татарской дипломатии, видевшей в усилении Литвы противовес силе Руси, при Тройдене в состав Литовского княжества входят такие русские центры, как Гродно, Новгородок, Дорогичин. Таким образом, жизнь Великого княжества Литовского оказалась тесно связанной с развитием русских земель. В дальнейшем при литовских князьях Гедимине /1316-1341/ и Ольгерде /1345-1377/ при поддержке Орды в сфере литовского влияния оказались также Полоцк, Витебск, Минск, Волынские и Киевские земли, а также Псков, Смоленск, Брянск и в какой-то степени Тверское княжество. В Х1У веке сформировалось своеобразное Литовско-Русское государство или как его называли официальные документы той эпохи - "Великое княжество Литовское и Русское"/4/.
Великий Литовский князь Гедимин был язычник, однако оказывал полную веротерпимость к жителям подвластных ему территорий. Посольству - папы он заявил, что "дозволю христианам молиться по обычаю их веры, русинам по их обычаю и полякам по своему, сами же мы будем молиться богу по нашему обычаю". Он сам был вторым и третьим браком женат на русских княжнах, .позволял своим детям принимать Крещение и своих дочерей выдавал замуж за русских князей. Сын Гедимина Корият /в крещении Михаил/ в 1323 году построил храм во имя Святителя Николая в Лаврашевском монастыре близ Новгородка /6/.
В 1321 году Гедимин делает столицей Литвы поселение Вильно /нынешний Вильнюс/, находящееся на границе литовских и русских земель при впадении реки Вильны в Нерис. По свидетельству Воскресенской летописи оно существовало ещё в ХП веке, а с 1264 года стало местом погребения литовских князей, и там было воздвигнуто капище языческому богу Перуну.
Заречье и "Острый" /возвышенный/ конец города заселяли в основном русские поселенцы, которые в начале Х1У века построили первый /из известных/ православный храм Вильны - деревянную церковь во имя Святителя Николая, заменённую в 1350 году на каменную. Святитель Николай пользовался в Литве особым почитанием со стороны всех христиан - православных и католиков и до 1484 года считался покровителем города Вильны. Позднее католики перенесли это почитание на святого Казимира.
Сын Гедимина Олъгерд /в крещении Александр/, рождённый от русской матери, ещё будучи при жизни Гедимина удельным князем в Витебске, женился на витебской княжне Марие Ярославне /+1346/. В 1345 году он стал великим князем, низложив своего старшего брата Евнутия /1341-1345/ - приверженца православия. Русское влияние и успехи православной веры в Литве были очень велики, так что Ольгерд, пребывавший тогда ещё в язычестве, но сочувствующий христианству, позволил супруге построить в 1345 году в Вильне первый каменный храм - церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы на месте бывшего языческого капища Рагутиса /Вакха/.
Самим Ольгердом был построен в Вильне грандиозный собор в честь Успения Пречистой Богородицы /Пречистенский/. Возведённый в 1325-1346 годах киевскими мастерами, собор своими величественными формами напоминал храмы таких центров русской земли, как Киев, Новгород и Владимир, уравнивая с ними новую столицу могущественной Литвы. Это был четырёхстолпный, трёхапсидный, пятикупольный храм с четырьмя круглыми угловыми башнями, подобными башням киевской Софии и ставших традиционными для многих литовских православных храмов ХV-ХV1 веков. В 1348 году собор был освящён Святителем Алексием, бывшим тогда наместником Митрополита Киевского и всея Руси блаженного Феогноста /II/.
Усилившееся влияние русской православной веры среди литовцев вызвало недовольство языческих жрецов, опасавшихся полного падения национального культа. Когда духовный отец великой княгини Иулиании монах Нестор обратил в православную веру двух приближённых Ольгерду знатных литовцев - Иоанна и Антония, Ольгерд вынужден был под давлением жрецов казнить их за отказ вернуться к язычеству. Через несколько месяцев в 1347 году за исповедание христианства был казнён их родственник Евстафий. Тела виленских мучеников были погребены ночью христианами при участии новопросвящённых сыновей Ольгерда у "Святого Николы" - в церкви в честь перенесения мощей Святителя Николая /13/. Место кончины Антония, Иоанна и Евстафия, находившееся на взгорье в дальнем, так называемом "Остром" конце города Вильно, было ознаменовано чудесным явлением огненного столпа.
Стремясь к перевесу над Великим Владимирским княжеством в деле объединения русских земель и надеясь через противоборствующую Москве Тверь проникнуть в глубину Северо-Восточной Руси, Ольгерд в 1350 году женился на тверской княжне Ульяне /Иулиании +1395/ - дочери Тверского князя Александра Михайловича /1305-1328/. Двор великой княгини вновь становится средоточием и опорой православия. Пользуясъ покровительством новой великой княгини, православные христиане выпросили у Ольгерда взгорье, на котором пострадали за веру Иоанн, Антоний и Евстафий. Ольгерд охотно исполнил просьбу христиан, так как язычники, считая "оное место виселичное" осквернённым христианской кровью, не хотели здесь селиться, С этого времени христиане стали собираться на взгорье для молитвы, а память о мучениках начинает окружаться всеобщим христианским почитанием как среди православных, так и среди католиков. При содействии великой княгини здесь в 1350 году была построена деревянная церковь во имя Святей Троицы, престол которой, по преданию, был устроен там, где стоял дуб, на котором пострадали за исповедание Святой Троицы "Троице равночисленные виленские мученики /память 14 апреля с.с./**. В эту церковь были перенесены нетленные тела страстотерпцев, признанных, святыми*** при Митрополита Киевском и всея Руси Алексие /1354-1378/. В начале ХV века деревянная церковь была заменена каменной и здесь был учреждён первый в Вильне христианский Свято-Троицкий монастырь /2/. Вся местность вокруг Свято-Троицкого храма стала заселяться исключительна жителями "русской веры"' и получила название "Острого" или "русского" конца города.
Попечением великой княгини Иулиании в Вильне было построено ещё несколько церквей, ныне не сохранившихся, в том числе во имя: Покрова Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Богослова, святого Михаила, святой Екатерины, святого пророка Илии, Рождества Христова, святого Петра, святых Козьмы и Дамиана, Воскресения Христова, святого Юрия на Росе, Рождества Пресвятой Богородицы на Росе /7/.
Из похода на Корсунь /Херсонес/, где в 988 году принял святое Крещение святой благоверный князь Владимир, приведший к христианству Русь, Ольгерд привёз в 1363 году с собой икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона была написана на трёх громадных дубовых досках на задней стороне которых была греческая надпись с величальной песнью Богоматери: "Честнейшую Херувим...". На иконе было поясное изображение Пресвятой Девы Марии, смиренно выслушивающей Архангела Гавриила о том, что Она родит Сына Божия - Иисуса Христа. Блаженный лик, руки, крестообразно сложенные на груди, левая на правой, и небольшой наклон в сторону Архангела подчёркивают величайшую покорность Воле Божией.
Ольгерд подарил Корсунскую икону своей благочестивой супруге, которая в свою очередь передала её в Виленский Свято-Троицкий монастырь. В 1431 году монахи монастыря помещают святую икону по древней традиций над главными городскими воротами, находившимися рядом с монастырём в "Остром" конце города и называвшимися "Медницкими" или "Русскими". Будучи поставлена в нише стены над главными воротами города, дорога от которых вела к княжескому замку, святая икона Богоматери напоминала входящим в город о её небесном заступничестве и покровительстве.
Великий князь Литовский Александр /1492-1506/ построил а 1498 году наряду с прочими городскими укреплениями в Остром конце города на месте Медницких ворот каменную башню с проездными воротами, которые стали называться "Острыми". Возведённая на ней часовня получила название "Островратной", а вместе с ней и икона Богоматери, помещённая в часовне. Впоследствии слово "врата" заменилось местным названием "брама" и икона стала называться "Остробрамской" /9/. Корсунская Благовещенская Остробрамская икона пользовалась всеобщим поклонением православных жителей Вильны. Перед ней горели свечи и лампады, устраивались молебны. Для совершения богослужений рядом с часовней был выстроен деревянный храм во имя Святителя Петра.
После Куликовской победы над татарами /1380/ создались условия для сближения Москвы с Вильно и дальнейшего распространения православия в Литве. В соглашении 1384 года, которое было заключено между великим князем Московским Дмитрием Донским /1363-1398/ и вдовой Ольгерда - Ульяной по поводу предполагавшейся свадьбы её сына Ягайла на дочери московского князя, подчёркивалось: "Великому князю Дмитрию Ивановичу дочь свою за него /Ягайло/ дати, а ему, великому князю Ягайле, быти в их воле и креститися в православную веру и христианство своё объявити во все люди" /4/. Однако, в результате усилий Орды, Ордена и Польши программа сближения Московской Руси с Литовской Русью была подорвана браком Ягайла с польской королевой Ядвигой и объединением Литвы с католической Польшей /1396/.
В 1387 году Ягайло /1377-1392/ провозгласил принятие Литвой христианства и особым великокняжеским указом литовское язычестве было объявлено более не существующим и незаконным. Святилища были разрушены, священный огонь потушен и священные рощи вырублены. На месте языческого капища Перуна был заложен храм во имя Святой Троицы, Пресвятой Богородицы и святого мученика Станислава. На месте другого капища был основан костёл святого Иоанна /7/.
Тогда же принял христианство двоюродный брат Ягайла - князь Витовт /1392-1430/ /в крещении Александр/. В память этого события греческий император Мануил Палеолог прислал Витовту в дар особо чтимую икону Богоматери. В 1410 году Витовт передал её в монастырь бенедектинцев в Старых Троках, а в 1810 году она была перенесена в Вильно в кафедральный собор святого Станислава и помещена над надгробной плитой великого князя Витовта.
При Ягайло и Витовте во всём Литовском княжестве господствующей религией было объявлено католичество. В постановлении 1387 года говорилось: "Все литвины, проживающие в Литве и на Руси должны перейти в латинскую церковь из всякой другой секты" /II/. Преемник Витовта - князь Свитригелло /1430-1435/, будучи ревнителем православия, выгнал латинян и пожёг все костёлы в Литве. С приходом Сигизмунда /1435-1440/ - ревностного католика, введшего в Литву инквизицию, напротив, была разорена большая часть православных церквей, а польско-литовский король Казимир ΙV /1440-1482/ указом 1480 года запретил не только строить, но и возобновлять православные храмы. Сменивший его Александр /1492-1506/ также ущемляет права православных в пользу католиков, но перед угрозой внешних врагов Александр ищет поддержки у государя всея Руси Иоанна ΙΙΙ /1462-1505/ и в 1495 году женится на его дочери Елене /+1513/ /II/. Благословляя дочь, Иоанн Ш дарит ей чудотворную икону Богоматери - Одигитрию /Путеводителъницу/ /празднование в неделю 1-ю Великого поста и 27 апреля н.с./, привезённую в Москву в 1472 году невестой Иоанна Ш - греческой царевной Софьей Палеолог /2/. По преданию икона была написана святым Евангелистом и Апостолом Лукой и хранилась как семейная святыня у Византийских императоров. С кончиной Елены в 1513 году икона была помещена над её гробницей а Пречистенском соборе в Вильно, а после пожара 1610 года она была перенесена в Свято-Троицкий монастырь, где была одинаково чтима как православными, так униатами и католиками /13/.
После объединения с Польшей и введения католичества в храмовую архитектуру Литвы стали проникать влияния европейских стилей. В ХV- ХVΙ веках в Вильно были построены: костёл святого Николая /1440/, бернардинский костёл /1525-1594/ и костёл святой Анны /сер.ХVΙ века/ типичные представители литовской готики /3/.
Пока на польско-литовском престоле сидели Ягеллоны, хорошо понимавшие, как сильно в Литве православие, исповедоваемое большинством народа, православная Церковь ещё не подвергалась особенно большим гонениям /6/. В середине ХVΙ века в Вильне было гораздо больше православных церквей, чем римских костёлов. Защитниками православия выступали православные паны и городские братства. В своих имениях православная литовская знать имела право патроната над находящимися в их пределах церквами и монастырями. Такой патронат имели свободные городские общины над приходскими церквами и монастырями своей постройки /6/.
В 1511 году поборник православия князь Константин Острожский получил разрешение и восстановил рухнувший в 1506 году Пречистенский собор. При этом в его юго-западной стороне был устроен придел во имя святого Митрополита Алексия. Отправляясь в военный поход, князь Острожский дал обет выстроить в Вильно ещё две каменные церкви в случае победы. Исполняя обет, в 1514 году он получил у короля разрешение и восстановил разрушенные к тому времени древнейшие храмы Вильно: в честь перенесения мощей Святителя Николая и во имя Святой Троицы.
В 1569 году на Люблинском сейме было решено о соединении Литвы с Польшей в одно государство, после чего началось активное проникновение в Литву польского католичества. Польско-литовские короли стали приглашать зодчих из Италии, привнесших в архитектуру литовских храмов мотивы итальянского Возрождения, которые сочетались с местными традициями отживавшей готики. Таков, например, костёл святого Михаила в Вильно /1594-1625/. С приходом в Литву иезуитов широкое распространение получили формы позднего итальянского Возрождения и барокко. Так, например, для костёла святого Казимира /1604-1615/, а также костёла святых Петра и Павла /1668-1675/ в качестве прототипа была взята церковь Иль Джезу в Риме /3/.
После Брестского собора 1596 года, принявшего унию между православной и латинской Церковью, в польско-литовском государстве началось гонение на православие не только со стороны короля, но и униатских епископов. Униаты отбирали у православных церкви, овладели даже Софийским собором в Киеве /6/.
В 1588-1589 годах западную Россию посетил константинопольский Патриарх Иеремия, который утвердил Виленское православное Свято-Троицкое братстве, возникшее при Свято-Троицком монастыре в 1584 году, главной задачей которого было православное воспитание членов братства.
В 1596 году Виленское Свято-Троицкое братство было лишено доступа в Троицкий монастырь и стало перед необходимостью строить свою собственную церковь. Когда король не разрешил строительство храма, две знатные женщины, не изменившие православию, дочери смоленского воеводы приснопамятные Феодора и Дорота Воловичовны предоставили братству землю для постройки церкви от их имени. В течение 1597 года было построена деревянная церковь во имя Святого Духа, ставшая соборным храмом образовавшегося Свято-Духовского монастыря.
В 1609 году все православные городские храмы Вильны, в том числе Пречистенский собор и Троицкий монастырь, были переданы униатам. С этого времени Свято-Духовский храм братства стал единственным православным храмом в Вильно, где православный народ мог найти духовное прибежище от притеснений латинян и униатов /I/.
Остробрамская икона Богоматери, находившаяся к тому времени в ставшей униатской приходской церкви Святителя Николая, становится собственностью униатского Троицкого монастыря и вновь помещается в принадлежащую ему часовню Островоротной башни. В 1626 году вице-канцлером Великого Литовского княжества Стефаном Пацем на территории Свято-Троицкой обители, у Островоротной башни, было начато строительство нового латинского храма во имя святой Терезии, внешними формами напоминающего церковь Санта-Сусанна в Риме. Новый храм, предназначавшийся для Троицких базилиан, был занят кармелитами и постепенно стал католическим костёлом. К нему отошла и часовня с Остробрамской иконой Богоматери. В 1671 году кармелиты построили новую деревянную часовню с внутренней стороны ворот, обращённой к костёлу, и древняя православная святыня стала принадлежать католикам. В 1744 году была построена новая каменная часовня, в которой перед иконой стали совершаться богослужения по латинскому обряду, а при проходе через "Острые" ворота было постановлено обнажать головы во всякую погоду /9/.
Деревянный Свято-Духовский храм неоднократно подвергался открытому нападению со стороны латинян и униатов с целью уничтожения. Поэтому Виленское братство пыталось заменить его каменным ещё при Сигизмунде, но такое разрешение было получено лишь при Владиславе ΙV. В принятых Владиславом в 1632 году "статьях для успокоения народа русского греческой религии, живущего в Царстве Польском и Великом Княжестве Литовском", было между прочим дозволено Виленскому братству окончить начатую каменную церковь, но только с теми условиями, чтобы она была построена, во-первых, по подобию костёлов, а во-вторых, не в виде крепости. ,
Каменная Свято-Духовская церковь была построена в 1632-1633 годах с тремя престолами: главным в честь Сошествия Святого Духа и придельными - во имя святых Константина и Елены и святого Евангелиста Иоанна Богослова. В 1637 году Свято-Духовское братство получило от русского царя Михаила Романова /1613-1645/ средства на окончательную достройку храма /12/.
В 1654 году Украина присоединилась к России, что привело к войне России с Польшей за обладание западно-русским краем и восстановлению католичества не только против православия, но и против униатства. Во время взятия Вильны войсками царя Алексея Михайловича /1645-1676/ мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия были зарыты в монастырском саду базилианами Троицкого монастыря. Там они были найдены православными, тайно перенесены в Свято-Духовский храм и скрыты в подалтарном склепе /12/. За шестилетний, период npeбывания в Вильно русских войск православным были возвращены все церкви. В это время ими была восстановлена древнейшая Пятницкая церковь. В 1705 году, возвращаясь из похода в Швецию, Пётр I крестил в ней деда А.С. Пушкина - Ганнибала и пожертвовал церкви трофейные шведские знамёна /2/. В 1661 году Вильна была взята польскими войсками, и началось новое преследование православных с целью привлечения в унию и латинство.
В 1717 году было запрещено строить православные церкви и чинить старые. В одной Могилёвской епархии с 1721 по 1747 год было отнято 165 православных церквей. В "Истории унии" Георгия Конисского говорится о 1767 годе: "Могли вы ещё видеть /в Белоруссии/ некое число церквей православных, но и то сараям паче и хлевами скотскими подобны, а не храмам. В Короне /Польше/ не покажешь мне ни одной" /6/. Из тринадцати древних церквей Вильны десять были разрушены и не восстановлены, а Пятницкая, Спасская и Никольская находились в запустении /II/. Многие православные храмы Вильны перестраивались униатами до неузнаваемости. При приспособлении Пречистенского собора для униатской церкви /1785/ были уничтожены его купола и три угловые башни, а вместо этого возведён фигурный фронтон и двускатная кровля. В дальнейшем в соборе размещались: анатомический театр /1815/, административные помещения и жилища горожан.
Военные действия и пожары в Вильне в начале и середине ХVШ века истребили значительную часть храмов и в том числе Свято-Духовский монастырь. Виленское братство, которое хотело восстановить Свято-Духовекую церковь и возвести при этом купола, традиционные для православных храмов, получило необходимые средства от русского правительства. Разрешив постройку, Виленский униатский епископ поставил условие, чтобы храм не приобрёл внешних православных черт. Литовскому подканцлеру князю Чартотыйскому он в 1751 году написал, что "в требуемой оной починке ни малейшее им препятствие не последует... только бы они в строении церковных глав и колокольни и в украшении монастырских ворот ничего излишнего не затевали, но всё тем примером, как прежде у них было, строили бы" /12/.
В 1794 году Вильна стала русским губернским городом, а в 1814 году в подалтарном склепе Свято-Духовского храма были обретены мощи святых Виленских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия с помощью иеромонаха Германа, нашедшего сведения о них в патриаршем Царьградском архиве /12/. У иконостаса, где находилась икона святых мучеников, был сделан удобный вход в пещеру и в 1826 году их святые мощи были открыто положены для поклонения. Существующий вход в пещеру перед амвоном и пещерная церковь устроены в 1851-1852 годах. Её престол освящён во имя святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, нетленные мощи которых и теперь открыто почивают в бронзовой трёхчастной раке, поставленной посреди церкви. Иконы для иконостаса, написанные академиком Хруцким, были пожертвованы императрицей Марией Александровной /2/.
Когда в 1835.году Святейший Синод выделил средства на ремонт Свято-Духовского храма, преосвященный Смарагд написал резолюцию: "Как Свято-Духовская Виленского монастыря церковь создана в то неблагоприятное время, когда не дозволяемо было строить православных церквей по образу Греческих, и потому оная, великолепная впрочем, цepковь ни малейше не отличается по наружности от римских костёлов и не имеет ни одного купола, который соответствовал бы её назначению, то предписать строительному комитету и наипаче Виленскому отцу архимандриту немедленно войти о сем с архитектором в должное рассмотрение" /18/. Епархиальный архитектор Порто в 1836-1837 годах перестроил церковь, воздвигнув наверху традиционное пятиглавие, и церковь приобрела свой нынешний наружный вид.
В 1839 году было провозглашено воссоединение униатов Литовской епархии с православной Церковью. Костёл Казимира /1590-1608/, находившийся в руках иезуитов, был передан православным и перестроен в Кафедральный собор, освящённый в 1840 году во имя святого Николая Чудотворца. В 1842 году у его алтаря была сооружена небольшая церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского /5/. Участвовавший в польском мятеже женский монастырь ордена визиток, учреждённый в 1717 году, был закрыт и там был устроен женский православный монастырь. Костёл был перестроен и обращен в православный храм во имя святой Марии Магдалины с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы /2/.
Церковь Свято-Троицкого монастыря, неоднократно реставрированная базилианами, внешне походили больше на костёл, чем на православный храм. В 1874 году стараниями архимандрита Евгения ректора Литовской духовной семинарии, расположившейся в стенах монастыря, на церкви был вновь возведён купол и пристроены две угловые башни. Иконы к новому иконостасу написал сын воссоединённого к тому времени униатского священника академик Хруцкий.
Горячим ревнителем воссоединения униатов с православной Церковью и энтузиастом восстановления древних православных святынь Литвы был Митрополит Литовский и Виленский Иосиф /Семашко/ /+1868/. Он благословил на это деле губернского архитектора Н.М.Чагина, который в течение двадцати лет построил и восстановил более ста двадцати православных храмов. Под руководством архитектора А.И.Рязанова в 1868 году был восстановлен Пречистенский собор, сохранивший, несмотря на многочисленные перестройки, свой древний внутренний вид, в том числе великолепно выполненные гранёные столбы, крестовые своды и стрельчатые подпружные арки. Во внешний облик собора, однако, были внесены некоторые черты распространённого в то время "русского стиля", выразившиеся в обилии архитектурных украшений, взятых из арсенала древнерусского зодчества. Художником И.П.Трутневым был выполнен пятиярусный иконостас, где до замыслу настоятеля собора протоиерея Антония Пщолко были помещены изображения святых, послуживших православию в этом крае /II/.
В 1860-х годах графом М.Н.Муравьёвым были восстановлены древнейшие православные храмы Вильны - Никольский /1863/ и Пятницкий /1886/. В память М.Н.Муравьёва впереди Никольского храма была сооружена часовня во имя Архистратига Михаила. В храме находилась великая святыня - частица мощей святого Николая Чудотворца, привезённая из Бар /2/.
После восстановления православных памятников старины количестве церквей в Вильно сравнялось с тем, какое было в пору его расцвета.
Остробрамская часовня с чудотворной Корсунской иконой Богоматери свой настоящий вид приобрела ещё в 1829 году, когда кармелиты костёла святой Терезии пристроили к часовне галерею. В 1857 году часовня получила великолепное внутреннее убранство. Лик Пресвятой Девы был подновлён в католическом духе, а ещё ранее часть иконы с изображением Архангела Гавриила была отпилена, так как у католиков в таком виде Благовещение не изображается, потому что Сама Дева Мария считается у них зачатой от Духа Святого. В настоящее время икона накрыта золочёной ризой, а по её сторонам расположены золочёные статуи Богоотец Иоакима и Анны /8/.
В 1884 году костёл святой Терезии был превращён в приходской католический храм и принадлежавшая в то время ему часовня с древней православной святыней - Остробрамской иконой Богоматери перешли в единовластное владение римско-католического духовенства.
По сей день Остробрамская Корсунская чудотворная икона Божией Матери Благовещение находится в часовне над древними воротами города Вильнюса, спасая его "от всякия беды и напасти". Входя в город и поднимая взгляд на часовню, где сияет образ Той, Которая "паче солнца светлейшая, паче звёзд блистающая, паче всех аромат благоговеннейшая, паче всякого сельнаго цвета краснейшая, Юже Бог по смирению Ея избра в возлюбленную невесту Себе" /10/, поклоняются Ей все христиане, независимо от принадлежности к православной или католической вере, уповающие на Ёё заступление и помощь.
Примечания
* В 1237 году произошло объединение немецких рыцарей в Прибалтике: ордена меченосцев и тевтонского ордена /основан в 1190 г./, которые слились и стали называться Тевтонским орденом в Ливонии /или Ливонским орденом /. /Никитин В.А., Слава и щит Руси, БТ №25 М.1984 с.299/.
**Богослужебная память всех трёх мучеников всегда совершалась в один день, но самый день этот устанавливался по-разному: то с учётом даты мученической кончины святого Евстафия /13 декабря/, то в соответствии с датой смерти святого Антония /14 января/, то применительно к дате смерти святого Иоанна /24 апреля, а по некоторым данным 14 апреля/. И хотя подавляющее большинство источников датируют кончину святого Иоанна 24-м апреля, 14 апреля стало на долгое время общепризнанной и единственной месяцесловной датой памяти этих мучеников.
Если верить Густинской летописи, празднование 14 апреля установил Московский Митрополит Алексий с согласия Патриарха Филофея: "В лето 6863 посвящен бысть на митрополию Киевскую Алексей русин от Филофеи патриархи. Сей, за благословением патриархи, устави святити день святых мученик литовских априля 14" /ПСРЛ, т.ΙΙ, СПб.,1845, с.350/.
В настоящее время в Вильнюсе торжественно отмечается и как бы выдвигается на главный план дата возвращения мощей мучеников из Москвы в Вильнюс в 1946 году - 26 июня н.с. /14 с.243,246/. При этом святые мощи были установлены сначала в верхней части храма, а через 3,5 года /30 января н.с. 1950 года/ они были перенесены в пещерную церковь.
*** Спустя 27 лет после кончины литовских мучеников константинопольская Святая София торжественно принимала под свои величественные своды "части некия" от их святых мощей. Причисление литовских мучеников к лику святых произошло в Константинополе по инициативе Патриарха Филофея /1354-1376/. Древнейший текст их жития /пролога/ был изложен по-гречески и уже потом переведён на славянский язык./14 с.242, 244/.
**** Православная Церковь прославляет Виленскую-Остробрамскую икону Божией Матери 8 января н.с. в день собора Пресвятой Богородицы.
Использованная литература
1. Белецкий А.В. Чем вызвано сооружение в Вильне в 1597 году православного храма во имя Святого Духа. Вильна, 1899.
2. Виноградов А. Православные святыни г. Вильны. Вильна, 1906.
3. Всеобщая история архитектуры. М., 1963.
4. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории /русские земли в ХΙΙΙ- ХV веках/. М, 1986.
5. Древние здания и памятники старины Виленской губернии. Вильна, 1902.
6. Знаменский П. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1886.
7. Крачковский Ю. Старая Вильна. Вильна, 1893.
8. о. Никодим /Соколов/ Об Островоротной или Остробрамской чудотворной иконе Богородицы в г. Вильне. Вильна, 1883.
9. Остробрамская или Островратная икона Богоматери. Энциклопедический словарь. Брокгауз, Ефрон, СПб, 1897.
10. Песнь вместо славы, кафизма 3. Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии Богородице. Изд. 3, П, 1982.
11. Савицкий Л. /протоиерей/, Овсянников В. Пречистенский кафедральный собор в Вильнюсе. ИМП, 1986.
12. Смирнов Ф. Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание. Вильна, 1888.
13. Щербицкий О,В. Виленский Свято-Троицкий монастырь. Вильна.
14. Огицкий Д.П. К истории Виленских мучеников, в кн.: Богословские труды № 25, М, 1984.
Архитектор Кеслер М.Ю.