Православные святыни Вильнюса

Великий Литовский князь Гедимин был язычник, однако оказывал полную веротерпимость к жителям подвластных ему территорий.Сын Гедимина Корият /в крещении Михаил/ в 1323 году построил храм во имя Святителя Николая в Лаврашевском монастыре. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

 Православные святыни Вильнюса

 Начиная со второго тысячелетия по Р.Х. христианство стало про­никать в языческую Литву с двух противоборствующих сторон: из пра­вославной Руси и католических Польши и Ливонии. В хронике епископа Петра Камеранского есть указание, что русские принесли в Литву хрис­тианскую веру ещё в XI веке /7/. В ХП веке сильное влияние на Литву оказывало Галицко-Волынское княжество, особенно а правление князя Романа Мстиславича /1199-1205/. В конце ХП века среди литовцев из­вестны четыре православных князя /6/. Немецкий рыцарский орден мече­носцев, образованный в Ливонии в 1202 году латинским епископом Албрехтом для распространения христианства среди язычников, стремился к подчинению и литовских племён. Под давлением меченосцев и кресто­носцев литовцы переселяются из Прибалтики, где находилась их главное святилище Ромнове, на юг /7/. Разорение Руси монголо-татарами /1236-1240/ и ослабление нажима со стороны тевтонского ордена, устремивше­гося в это время на Русь, позволили литовскому князю Миндовгу /1230-1263/ собрать воедино литовские земли и совершить набеги на Юго-За­падную Русь. Чтобы заручиться союзом с Ливонским орденом* для захва­та русских земель, князь Миндовг принимает в 1246 году католическую веру и получает королевский титул. Однако, по свидетельству летопи­си, "крещение его было льстиво, потому что втайне он не переставал приносить жертвы своим прежним богам". Союз с Орденом не принёс ус­пеха. Миндовгу. Он вынужден был вернуть галицко-волынскому князю Да­ниилу Романовичу /1229-1264/ волынские земли, хотя и успел завладеть Полоцким княжеством, положил начало присоединения западных русских земель к Литве. Миндовг отрёкся от католичества в 1260 году, разгро­мив войска Ордена у озера Дурбе. Он был убит Довмонтом /в крещении Тимофеем/, который бежал затем в Псков; сделался там князем /1266-1299/ и стал святым защитником православия и псковских земель от Литвы и ливонских рыцарей, которые снова принялись за распростране­ние католичества вооружённой силой/6/.

Сын Миндовга Войшелк, будучи при жизни отца князем Новгородка, отличался языческой жестокостью. После принятия святого Крещения он прибыл в 1252 году к князю Даниилу Галицкому, передал его сыну Ро­ману свои земли, а сам принял пострижение в монахи. Проведя несколь­ко лет в подвигах, он основал невдалеке от Новгородка свой монастырь. После смерти отца Войшелк /1264-1267/ объявил себя литовским князем и для распространения христианства вызвал из Новгорода православных священников. В 1267 году он снова отдаёт свои владения сыну князя Даниила - Шварне Даниловичу /1267-1270/ и уходит в Уговесский монастырь. В это время уже большинство литовских князей исповедовало Православие /6/.

После княжения Шварны Даниловича великий князь Литовский Тройден /1270-1282/ жил как язычник, но три его брата были христианами, а сын стал иноком Лаврашевского монастыря и отдал литовский престол князю Витену /1295-1315/ /6/. Не без участия татарской дипломатии, видевшей в усилении Литвы противовес силе Руси, при Тройдене в сос­тав Литовского княжества входят такие русские центры, как Гродно, Новгородок, Дорогичин. Таким образом, жизнь Великого княжества Ли­товского оказалась тесно связанной с развитием русских земель. В дальнейшем при литовских князьях Гедимине /1316-1341/ и Ольгерде /1345-1377/ при поддержке Орды в сфере литовского влияния оказались также Полоцк, Витебск, Минск, Волынские и Киевские земли, а также Псков, Смоленск, Брянск и в какой-то степени Тверское княжество. В Х1У веке сформировалось своеобразное Литовско-Русское государство или как его называли официальные документы той эпохи - "Великое княжество Литовское и Русское"/4/.

Великий Литовский князь Гедимин был язычник, однако оказывал полную веротерпимость к жителям подвластных ему территорий. Посоль­ству - папы он заявил, что "дозволю христианам молиться по обычаю их веры, русинам по их обычаю и полякам по своему, сами же мы будем молиться богу по нашему обычаю".  Он сам был вторым и третьим браком женат на русских княжнах, .позволял своим детям принимать Крещение и своих дочерей выдавал замуж за русских князей. Сын Гедимина Корият /в крещении Михаил/ в 1323 году построил храм во имя Святителя Николая в Лаврашевском монастыре близ Новгородка /6/.

В 1321 году Гедимин делает столицей Литвы поселение Вильно /нынешний Вильнюс/, находящееся на границе литовских и русских земель при   впадении реки Вильны в Нерис. По свидетельству Воскресенской летописи оно существовало ещё в ХП веке, а с 1264 года стало местом погребения литовских князей, и там было воздвигнуто капище языческо­му богу Перуну.       

Заречье и "Острый" /возвышенный/ конец города заселяли в осно­вном русские поселенцы, которые в начале Х1У века построили первый /из известных/ православный храм Вильны - деревянную церковь во имя Святителя Николая, заменённую в 1350 году на каменную. Святитель Николай пользовался в Литве особым почитанием со стороны всех хрис­тиан - православных и католиков и до 1484 года считался покровите­лем города Вильны. Позднее католики перенесли это почитание на свя­того Казимира.

Сын Гедимина Олъгерд /в крещении Александр/, рождённый от рус­ской матери, ещё будучи при жизни Гедимина удельным князем в Витеб­ске, женился на витебской княжне Марие Ярославне /+1346/. В 1345 году он стал великим князем, низложив своего старшего брата Евнутия /1341-1345/ - приверженца православия. Русское влияние и успехи пра­вославной веры в Литве были очень велики, так что Ольгерд, пребывав­ший тогда ещё в язычестве, но сочувствующий христианству, позволил супруге построить в 1345 году в Вильне первый каменный храм - цер­ковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы на месте бывшего язы­ческого капища Рагутиса /Вакха/.

Самим Ольгердом был построен в Вильне грандиозный собор в честь Успения Пречистой Богородицы /Пречистенский/. Возведённый в 1325-1346 годах киевскими мастерами, собор своими величественными форма­ми напоминал храмы таких центров русской земли, как Киев, Новгород и Владимир, уравнивая с ними новую столицу могущественной Литвы. Это был четырёхстолпный, трёхапсидный, пятикупольный храм с четырь­мя круглыми угловыми башнями, подобными башням киевской Софии и ста­вших традиционными для многих литовских православных храмов ХVV1 веков. В 1348 году собор был освящён Святителем Алексием, бывшим тогда наместником Митрополита Киевского и всея Руси блаженного Феогноста  /II/.

Усилившееся влияние русской православной веры среди литовцев вызвало недовольство языческих жрецов, опасавшихся полного падения национального культа. Когда духовный отец великой княгини Иулиании монах Нестор обратил в православную веру двух приближённых Ольгерду знатных литовцев - Иоанна и Антония, Ольгерд вынужден был под дав­лением жрецов казнить их за отказ вернуться к язычеству. Через нес­колько месяцев в 1347 году за исповедание христианства был казнён их родственник Евстафий. Тела виленских мучеников были погребены ночью христианами при участии новопросвящённых сыновей Ольгерда у "Святого Николы" - в церкви в честь перенесения мощей Святителя Ни­колая /13/. Место кончины Антония, Иоанна и Евстафия, находившееся на взгорье в дальнем, так называемом "Остром" конце города Вильно, было ознаменовано чудесным явлением огненного столпа.

Стремясь к перевесу над Великим Владимирским княжеством в деле объединения русских земель и надеясь через противоборствующую Москве Тверь проникнуть в глубину Северо-Восточной Руси, Ольгерд в 1350 году женился на тверской княжне Ульяне /Иулиании +1395/ - доче­ри Тверского князя Александра Михайловича /1305-1328/. Двор великой княгини вновь становится средоточием и опорой православия. Пользуясъ покровительством новой великой княгини, православные христиане выпросили у Ольгерда взгорье, на котором пострадали за веру Иоанн, Антоний и Евстафий. Ольгерд охотно исполнил просьбу христиан, так как язычники, считая "оное место виселичное" осквернённым христиан­ской кровью, не хотели здесь селиться, С этого времени христиане стали собираться на взгорье для молитвы, а память о мучениках начи­нает окружаться всеобщим христианским почитанием как среди правос­лавных, так и среди католиков. При содействии великой княгини здесь в 1350 году была построена деревянная церковь во имя Святей Троицы, престол которой, по преданию, был устроен там, где стоял дуб, на котором пострадали за исповедание Святой Троицы "Троице равночисленные виленские мученики /память 14 апреля с.с./**. В эту церковь были пе­ренесены нетленные тела страстотерпцев, признанных, святыми*** при Митрополита Киевском и всея Руси Алексие /1354-1378/. В начале ХV века деревянная церковь была заменена каменной и здесь был учреждён первый в Вильне христианский Свято-Троицкий монастырь /2/. Вся мест­ность вокруг Свято-Троицкого храма стала заселяться исключительна жителями "русской веры"' и получила название "Острого" или "русского" конца города.

Попечением великой княгини Иулиании в Вильне было построено ещё несколько церквей, ныне не сохранившихся, в том числе во имя: Пок­рова Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Богослова, святого Михаи­ла, святой Екатерины, святого пророка Илии, Рождества Христова, свя­того Петра, святых Козьмы и Дамиана, Воскресения Христова, святого Юрия на Росе, Рождества Пресвятой Богородицы на Росе /7/.

Из похода на Корсунь /Херсонес/, где в 988 году принял святое Крещение святой благоверный князь Владимир, приведший к христианству Русь, Ольгерд привёз в 1363 году с собой икону Благовещения Пресвя­той Богородицы. Икона была написана на трёх громадных дубовых досках на задней стороне которых была греческая надпись с величальной пес­нью Богоматери: "Честнейшую Херувим...". На иконе было поясное изоб­ражение Пресвятой Девы Марии, смиренно выслушивающей Архангела Гав­риила о том, что Она родит Сына Божия - Иисуса Христа. Блаженный лик, руки, крестообразно сложенные на груди, левая на правой, и небольшой наклон в сторону Архангела подчёркивают величайшую покорность Воле Божией.

Ольгерд подарил Корсунскую икону своей благочестивой супруге, которая в свою очередь передала её в Виленский Свято-Троицкий монас­тырь. В 1431 году монахи монастыря помещают святую икону по древней традиций над главными городскими воротами, находившимися рядом с монастырём в "Остром" конце города и называвшимися "Медницкими" или "Русскими". Будучи поставлена в нише стены над главными воротами го­рода, дорога от которых вела к княжескому замку, святая икона Бого­матери напоминала входящим в город о её небесном заступничестве и покровительстве.

Великий князь Литовский Александр /1492-1506/ построил а 1498 году наряду с прочими городскими укреплениями в Остром конце города на месте Медницких ворот каменную башню с проездными воротами, кото­рые стали называться "Острыми". Возведённая на ней часовня получила название "Островратной", а вместе с ней и икона Богоматери, помещён­ная в часовне. Впоследствии слово "врата" заменилось местным назва­нием "брама" и икона стала называться "Остробрамской" /9/. Корсунская Благовещенская Остробрамская икона пользовалась всеобщим покло­нением православных жителей Вильны. Перед ней горели свечи и лампады, устраивались молебны. Для совершения богослужений рядом с часовней был выстроен деревянный храм во имя Святителя Петра.

После Куликовской победы над татарами /1380/ создались условия для сближения Москвы с Вильно и дальнейшего распространения правос­лавия в Литве. В соглашении 1384 года, которое было заключено между великим князем Московским Дмитрием Донским /1363-1398/ и вдовой Оль­герда - Ульяной по поводу предполагавшейся свадьбы её сына Ягайла на дочери московского князя, подчёркивалось: "Великому князю Дмитрию Ивановичу дочь свою за него /Ягайло/ дати, а ему, великому князю Ягайле, быти в их воле и креститися в православную веру и христианство своё объявити во все люди" /4/. Однако, в результате усилий Орды, Ор­дена и Польши программа сближения Московской Руси с Литовской Русью была подорвана браком Ягайла с польской королевой Ядвигой и объеди­нением Литвы  с католической Польшей /1396/.

В 1387 году Ягайло /1377-1392/ провозгласил принятие Литвой хри­стианства и особым великокняжеским указом литовское язычестве было объявлено более не существующим и незаконным. Святилища были разрушены, священный огонь потушен и священные рощи вырублены. На месте языческого капища Перуна был заложен храм во имя Святой Троицы, Пре­святой Богородицы и святого мученика Станислава. На месте другого ка­пища был основан костёл святого Иоанна /7/.

Тогда же принял христианство двоюродный брат Ягайла - князь Витовт /1392-1430/ /в крещении Александр/. В память этого события гре­ческий император Мануил Палеолог прислал Витовту в дар особо чтимую икону Богоматери. В 1410 году Витовт передал её в монастырь бенедектинцев в Старых Троках, а в 1810 году она была перенесена в Вильно в кафедральный собор святого Станислава и помещена над надгробной плитой великого князя Витовта.

При Ягайло и Витовте во всём Литовском княжестве господствующей религией было объявлено католичество. В постановлении 1387 года говорилось: "Все литвины, проживающие в Литве и на Руси должны перейти в латинскую церковь из всякой другой секты" /II/. Преемник Витовта - князь Свитригелло /1430-1435/, будучи ревнителем православия, выгнал латинян и пожёг все костёлы в Литве. С приходом Сигизмунда /1435-1440/ - ревностного католика, введшего в Литву инквизицию, напротив, была разорена большая часть православных церквей, а польско-литовс­кий король Казимир ΙV /1440-1482/ указом 1480 года запретил не только строить, но и возобновлять православные храмы. Сменивший его Александр /1492-1506/ также ущемляет права православных в пользу католиков, но перед угрозой внешних врагов Александр ищет поддержки у го­сударя всея Руси Иоанна ΙΙΙ /1462-1505/ и в 1495 году женится на его дочери Елене /+1513/ /II/. Благословляя дочь, Иоанн Ш дарит ей чудотворную икону Богоматери - Одигитрию /Путеводителъницу/ /празднова­ние в неделю 1-ю Великого поста и 27 апреля н.с./, привезённую в Москву в 1472 году невестой Иоанна Ш - греческой царевной Софьей Палеолог /2/. По преданию икона была написана святым Евангелистом и Апостолом Лукой и хранилась как семейная святыня у Византийских импера­торов. С кончиной Елены в 1513 году икона была помещена над её гроб­ницей а Пречистенском соборе в Вильно, а после пожара 1610 года она была перенесена в Свято-Троицкий монастырь, где была одинаково чтима как православными, так униатами и католиками /13/.

После объединения с Польшей и введения католичества в храмовую архитектуру Литвы стали проникать влияния европейских стилей. В ХV- ХVΙ веках в Вильно были построены: костёл святого Николая /1440/, бернардинский костёл /1525-1594/ и костёл святой Анны /сер.Х века/ типичные представители литовской готики /3/.

Пока на польско-литовском престоле сидели Ягеллоны, хорошо по­нимавшие, как сильно в Литве православие, исповедоваемое большинст­вом народа, православная Церковь ещё не подвергалась особенно боль­шим гонениям /6/. В середине Х века в Вильне было гораздо больше православных церквей, чем римских костёлов. Защитниками православия выступали православные паны и городские братства. В своих имениях православная литовская знать имела право патроната над находящимися в их пределах церквами и монастырями. Такой патронат имели свободные городские общины над приходскими церквами и монастырями своей пост­ройки /6/.

В 1511 году поборник православия князь Константин Острожский получил разрешение и восстановил рухнувший в 1506 году Пречистенский собор. При этом в его юго-западной стороне был устроен придел во имя святого Митрополита Алексия. Отправляясь в военный поход, князь Острожский дал обет выстроить в Вильно ещё две каменные церкви в случае победы. Исполняя обет, в 1514 году он получил у короля разрешение и восстановил разрушенные к тому времени древнейшие храмы Вильно: в честь перенесения мощей Святителя Николая и во имя Святой Троицы.

В 1569 году на Люблинском сейме было решено о соединении Литвы с Польшей в одно государство, после чего началось активное проникно­вение в Литву польского католичества. Польско-литовские короли стали приглашать зодчих из Италии, привнесших в архитектуру литовских хра­мов мотивы итальянского Возрождения, которые сочетались с местными традициями отживавшей готики. Таков, например, костёл святого Михаи­ла в Вильно /1594-1625/. С приходом в Литву иезуитов широкое распро­странение получили формы позднего итальянского Возрождения и барокко. Так, например, для костёла святого Казимира /1604-1615/, а также ко­стёла святых Петра и Павла /1668-1675/ в качестве прототипа была взята церковь Иль Джезу в Риме /3/.

После Брестского собора 1596 года, принявшего унию между право­славной и латинской Церковью, в польско-литовском государстве нача­лось гонение на православие не только со стороны короля, но и униат­ских епископов. Униаты отбирали у православных церкви, овладели даже Софийским собором в Киеве /6/.

В 1588-1589 годах западную Россию посетил константинопольский Патриарх Иеремия, который утвердил Виленское православное Свято-Троицкое братстве, возникшее при Свято-Троицком монастыре в 1584 году, главной задачей которого было православное воспитание членов братст­ва.

В 1596 году Виленское Свято-Троицкое братство было лишено дос­тупа в Троицкий монастырь и стало перед необходимостью строить свою собственную церковь. Когда король не разрешил строительство храма, две знатные женщины, не изменившие православию, дочери смоленского воеводы приснопамятные Феодора и Дорота Воловичовны предоставили братству землю для постройки церкви от их имени. В течение 1597 года было построена деревянная церковь во имя Святого Духа, ставшая собор­ным храмом образовавшегося Свято-Духовского монастыря.

В 1609 году все православные городские храмы Вильны, в том чис­ле Пречистенский собор и Троицкий монастырь, были переданы униатам. С этого времени Свято-Духовский храм братства стал единственным православным храмом в Вильно, где православный народ мог найти духов­ное прибежище от притеснений латинян и униатов  /I/.

Остробрамская икона Богоматери, находившаяся к тому времени в ставшей униатской приходской церкви Святителя Николая, становится собственностью униатского Троицкого монастыря и вновь помещается в принадлежащую ему часовню Островоротной башни. В 1626 году вице-кан­цлером Великого Литовского княжества Стефаном Пацем на территории Свято-Троицкой обители, у Островоротной башни, было начато строитель­ство нового латинского храма во имя святой Терезии, внешними формами напоминающего церковь Санта-Сусанна в Риме. Новый храм, предназна­чавшийся для Троицких базилиан, был занят кармелитами и постепенно стал католическим костёлом. К нему отошла и часовня с Остробрамской иконой Богоматери. В 1671 году кармелиты построили новую деревянную часовню с внутренней стороны ворот, обращённой к костёлу, и древняя православная святыня стала принадлежать католикам. В 1744 году была построена новая каменная часовня, в которой перед иконой стали сове­ршаться богослужения по латинскому обряду, а при проходе через "Ост­рые" ворота было постановлено обнажать головы во всякую погоду /9/.

Деревянный Свято-Духовский храм неоднократно подвергался откры­тому нападению со стороны латинян и униатов с целью уничтожения. По­этому Виленское братство пыталось заменить его каменным ещё при Си­гизмунде, но такое разрешение было получено лишь при Владиславе ΙV. В принятых Владиславом в 1632 году "статьях для успокоения народа русского греческой религии, живущего в Царстве Польском и Великом Княжестве Литовском", было между прочим дозволено Виленскому братст­ву окончить начатую каменную церковь, но только с теми условиями, чтобы она была построена, во-первых, по подобию костёлов, а во-вто­рых, не в виде крепости.                                                    ,

Каменная Свято-Духовская церковь была построена в 1632-1633 го­дах с тремя престолами: главным  в честь Сошествия Святого Духа и придельными - во имя святых Константина и Елены и святого Евангелис­та Иоанна Богослова. В 1637 году Свято-Духовское братство получило от русского царя Михаила Романова /1613-1645/ средства на окончатель­ную достройку храма /12/.

В 1654 году Украина присоединилась к России, что привело к вой­не России с Польшей за обладание западно-русским краем и восстанов­лению католичества не только против православия, но и против униат­ства. Во время взятия Вильны войсками царя Алексея Михайловича /1645-1676/ мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия бы­ли зарыты в монастырском саду базилианами Троицкого монастыря. Там они были найдены православными, тайно перенесены в Свято-Духовский храм и скрыты в подалтарном склепе /12/. За шестилетний, период  npeбывания в Вильно русских войск православным были возвращены все цер­кви. В это время ими была восстановлена древнейшая Пятницкая церковь. В 1705 году, возвращаясь из похода в Швецию, Пётр I крестил в ней деда А.С. Пушкина - Ганнибала и пожертвовал церкви трофейные шведские знамёна /2/. В 1661 году Вильна была взята польскими войсками, и нача­лось новое преследование православных с целью привлечения в унию и латинство.

В 1717 году было запрещено строить православные церкви и чинить старые. В одной Могилёвской епархии с 1721 по 1747 год было отнято 165 православных церквей. В "Истории унии" Георгия Конисского гово­рится о 1767 годе: "Могли вы ещё видеть /в Белоруссии/ некое число церквей православных, но и то сараям паче и хлевами скотскими подоб­ны, а не храмам. В Короне /Польше/ не покажешь мне ни одной" /6/. Из тринадцати древних церквей Вильны десять были разрушены и не восстановлены, а Пятницкая, Спасская и Никольская находились в запустении /II/. Многие православные храмы Вильны перестраивались униатами до неузнаваемости. При приспособлении Пречистенского собора для униатс­кой церкви /1785/ были уничтожены его купола и три угловые башни, а вместо этого возведён фигурный фронтон и двускатная кровля. В даль­нейшем в соборе размещались: анатомический театр /1815/, администра­тивные помещения и жилища горожан.

Военные действия и пожары в Вильне в начале и середине ХVШ века истребили значительную часть храмов и в том числе Свято-Духовский монастырь. Виленское братство, которое хотело восстановить Свято-Духовекую церковь и возвести при этом купола, традиционные для правос­лавных храмов, получило необходимые средства от русского правитель­ства. Разрешив постройку, Виленский униатский епископ поставил усло­вие, чтобы храм не приобрёл внешних православных черт. Литовскому подканцлеру князю Чартотыйскому он в 1751 году написал, что "в тре­буемой оной починке ни малейшее им препятствие не последует... толь­ко бы они в строении церковных глав и колокольни и в украшении мо­настырских ворот ничего излишнего не затевали, но всё тем примером, как прежде у них было, строили бы" /12/.

В 1794 году Вильна стала русским губернским городом, а в 1814 году в подалтарном склепе Свято-Духовского храма были обретены мощи святых Виленских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия с помощью иеромонаха Германа, нашедшего сведения о них в патриаршем Царьградском архиве /12/. У иконостаса, где находилась икона святых мучеников, был сделан удобный вход в пещеру и в 1826 году их святые мощи были открыто положены для поклонения. Существующий вход в пещеру перед амвоном и пещерная церковь устроены в 1851-1852 годах. Её престол освящён во имя святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, нетленные мощи которых и теперь открыто почивают в бронзовой трёхчастной раке, поставленной посреди церкви. Иконы для иконостаса, написанные академиком Хруцким, были пожертвованы императрицей Марией Александ­ровной /2/.

Когда в 1835.году Святейший Синод выделил средства на ремонт Свято-Духовского храма, преосвященный Смарагд написал резолюцию: "Как Свято-Духовская Виленского монастыря церковь создана в то небла­гоприятное время, когда не дозволяемо было строить православных цер­квей по образу Греческих, и потому оная, великолепная впрочем, цepковь ни малейше не отличается по наружности от римских костёлов и не имеет ни одного купола, который соответствовал бы её назначению, то предписать строительному комитету и наипаче Виленскому отцу архиман­дриту немедленно войти о сем с архитектором в должное рассмотрение" /18/. Епархиальный архитектор Порто в 1836-1837 годах перестроил цер­ковь, воздвигнув наверху традиционное пятиглавие,  и церковь приобре­ла свой нынешний наружный  вид.

В 1839 году было провозглашено воссоединение униатов Литовской епархии с православной Церковью. Костёл Казимира /1590-1608/, нахо­дившийся в руках иезуитов, был передан православным и перестроен в Кафедральный собор, освящённый в 1840 году во имя святого Николая Чудотворца. В 1842 году у его алтаря была сооружена небольшая церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского /5/. Участвовавший в польс­ком мятеже женский монастырь ордена визиток, учреждённый в 1717 году, был закрыт и там был устроен женский православный монастырь. Костёл был перестроен и обращен в православный храм во имя святой Марии Маг­далины с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы /2/.

Церковь Свято-Троицкого монастыря, неоднократно реставрирован­ная базилианами, внешне походили больше на костёл, чем на православ­ный храм. В 1874 году стараниями архимандрита Евгения ректора Литовской духовной семинарии, расположившейся в стенах монастыря, на церкви был вновь возведён купол и пристроены две угловые башни. Ико­ны к новому иконостасу написал сын воссоединённого к тому времени униатского священника академик Хруцкий.

Горячим ревнителем воссоединения униатов с православной Церковью и энтузиастом восстановления древних православных святынь Литвы был Митрополит Литовский и Виленский Иосиф /Семашко/ /+1868/. Он благос­ловил на это деле губернского архитектора Н.М.Чагина, который в тече­ние двадцати лет построил и восстановил более ста двадцати православ­ных храмов. Под руководством архитектора А.И.Рязанова в 1868 году был восстановлен Пречистенский собор, сохранивший, несмотря на много­численные перестройки, свой древний внутренний вид, в том числе вели­колепно выполненные гранёные столбы, крестовые своды и стрельчатые подпружные арки. Во внешний облик собора, однако, были внесены не­которые черты распространённого в то время "русского стиля", выра­зившиеся в обилии архитектурных украшений, взятых из арсенала древнерусского зодчества. Художником И.П.Трутневым был выполнен пяти­ярусный иконостас, где до замыслу настоятеля собора протоиерея Ан­тония Пщолко были помещены изображения святых, послуживших правос­лавию в этом крае /II/.

В 1860-х годах графом М.Н.Муравьёвым были восстановлены древ­нейшие православные храмы Вильны - Никольский /1863/ и Пятницкий /1886/. В память М.Н.Муравьёва впереди Никольского храма была соо­ружена часовня во имя Архистратига Михаила. В храме находилась ве­ликая святыня - частица мощей святого Николая Чудотворца, привезён­ная из Бар  /2/.

После восстановления православных памятников старины количест­ве церквей в Вильно сравнялось с тем, какое было в пору его расцве­та.

Остробрамская часовня с чудотворной Корсунской иконой Богома­тери свой настоящий вид приобрела ещё в 1829 году, когда кармелиты костёла святой Терезии пристроили к часовне галерею. В 1857 году часовня получила великолепное внутреннее убранство. Лик Пресвятой Девы был подновлён в католическом духе, а ещё ранее часть иконы с изображением Архангела Гавриила была отпилена, так как у католиков в таком виде Благовещение не изображается, потому что Сама Дева Ма­рия считается у них зачатой от Духа Святого. В настоящее время икона накрыта золочёной ризой, а по её сторонам расположены золочёные ста­туи Богоотец Иоакима и Анны /8/.

В 1884 году костёл святой Терезии был превращён в приходской католический храм и принадлежавшая в то время ему часовня с древней православной святыней - Остробрамской иконой Богоматери перешли в единовластное владение римско-католического духовенства.

По сей день Остробрамская Корсунская чудотворная икона Божией Матери Благовещение находится в часовне над древними воротами города Вильнюса, спасая его "от всякия беды и напасти". Входя в город и поднимая взгляд на часовню, где сияет образ Той, Которая "паче солнца светлейшая, паче звёзд блистающая, паче всех аромат благоговеннейшая, паче всякого сельнаго цвета краснейшая, Юже Бог по смирению Ея избра в возлюбленную невесту Себе" /10/, поклоняются Ей все христиане, не­зависимо от принадлежности к православной или католической вере, уповающие на Ёё заступление и помощь.

 

Примечания

* В 1237 году произошло объединение немецких рыцарей в Прибалтике: ордена меченосцев и тевтонского ордена /основан в 1190 г./, кото­рые слились и стали называться Тевтонским орденом в Ливонии /или Ливонским орденом /. /Никитин В.А., Слава и щит Руси, БТ №25 М.1984 с.299/.

**Богослужебная память всех трёх мучеников всегда совершалась в один день, но самый день этот устанавливался по-разному: то с учётом да­ты мученической кончины святого Евстафия /13 декабря/, то в соот­ветствии с датой смерти святого Антония /14 января/, то применитель­но к дате смерти святого Иоанна /24 апреля, а по некоторым данным 14 апреля/. И хотя подавляющее большинство источников датируют кон­чину святого Иоанна 24-м апреля, 14 апреля стало на долгое время общепризнанной и единственной месяцесловной датой памяти этих муче­ников.                                                                                                  

Если верить Густинской летописи, празднование 14 апреля уста­новил Московский Митрополит Алексий с согласия Патриарха Филофея: "В лето 6863 посвящен бысть на митрополию Киевскую Алексей русин от Филофеи патриархи. Сей, за благословением патриархи, устави святити день святых мученик литовских априля 14" /ПСРЛ, т.ΙΙ, СПб.,1845, с.350/.

В настоящее время в Вильнюсе торжественно отмечается и как бы выдвигается на главный план дата возвращения мощей мучеников из Москвы в Вильнюс в 1946 году - 26 июня н.с. /14 с.243,246/. При этом святые мощи были установлены сначала в верхней части храма, а через 3,5 года /30 января н.с. 1950 года/ они были перенесены в пе­щерную церковь.

*** Спустя 27 лет после кончины литовских мучеников константинопольская Святая София торжественно принимала под свои величественные своды "части некия" от их святых мощей. Причисление литовских мучеников к лику святых произошло в Константинополе по инициативе Патриарха Филофея /1354-1376/. Древнейший текст их жития /пролога/ был изло­жен по-гречески и уже потом переведён на славянский язык./14 с.242, 244/.

**** Православная Церковь прославляет Виленскую-Остробрамскую икону Божией Матери 8 января н.с. в день собора Пресвятой Богородицы.

 

Использованная литература

1.   Белецкий А.В. Чем вызвано сооружение в Вильне в 1597 году пра­вославного храма во имя Святого Духа. Вильна, 1899.

2.   Виноградов А. Православные святыни  г. Вильны.  Вильна, 1906.

3. Всеобщая история архитектуры. М., 1963.

4.   Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории  /русские земли в ХΙΙΙ- ХV веках/. М, 1986.

5. Древние здания и памятники старины Виленской губернии. Вильна, 1902.

6. Знаменский П. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1886.

7.   Крачковский Ю. Старая Вильна. Вильна, 1893.

8. о. Никодим /Соколов/ Об Островоротной или Остробрамской чудот­ворной иконе Богородицы в г. Вильне. Вильна, 1883.

9.   Остробрамская или Островратная икона Богоматери. Энциклопедический словарь. Брокгауз, Ефрон, СПб, 1897.    

10. Песнь вместо славы, кафизма 3. Христианские песнопения Пресвя­той Царице Небесной, Приснодеве Марии Богородице. Изд. 3, П, 1982.

11. Савицкий Л. /протоиерей/, Овсянников В. Пречистенский кафедраль­ный собор в Вильнюсе. ИМП, 1986.

12. Смирнов Ф. Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описа­ние. Вильна, 1888.

13. Щербицкий О,В.  Виленский Свято-Троицкий монастырь.  Вильна.

14. Огицкий Д.П. К истории Виленских мучеников, в кн.: Богослов­ские труды № 25, М, 1984.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *