400-летие победы второго ополчения Минина и Пожарского и избавления России от поляков в 1612 г.
Мемориальные сооружения в память избавления России от поляков в 1612 г.
400-летие победы второго ополчения Минина и Пожарского
и избавления России от поляков в 1612 г.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери
22 октября (по юлианскому календарю) был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 г.
День 4 ноября (22 октября, с.с.) с 2005 г. стал государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит Патриарху Алексию II
Казанский собор
22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 г. бойцы народного ополчения под предводительством Димитрия Пожарского и Козьмы Минина штурмом взяли Китай-город и гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Димитрий Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и дал обет построить храм в память этой победы.
Душой народного восстания в 1611-1612 гг. против иноземных захватчиков был патриарх Московский и всея Руси Гермоген. По его указу и была направлена Казанская икона Божией Матери из Казани князю Трубецкому во время похода первого ополчения на Москву в 1611 г. А затем эта икона была передана в Ярославле князю Димитрию Пожарскому уже после мученической смерти патриарха Гермогена в 1612 г. в темнице Чудова монастыря.
Казанская икона хранилась в период с конца 1612 г. до построения Димитрием Пожарским Казанского собора в приходской церкви князя - Введения во храм Богородицы, которая находилась на Лубянке напротив его московской усадьбы. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им в 1620 г. деревянный Казанский собор был перенесен из Введенской церкви чудотворный Образ, собор принял функции главного храма-памятника о погибших в этой войне русских воинах и в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году.
Казанская икона Божией Матери являлась одним из палладиумов русских войск и находилась в других знаменитых сражениях - в Полтавской битве и на Бородинском поле.
В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту - московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия - храмом Покрова на Рву.
Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII в. Основная цветовая гамма Казанского собора - сочетание красного, белого и золотого цветов - совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.
Дважды в год, 8 июля и 22 октября к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» - по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.
Вскоре деревянный храм сгорел и был восстановлен уже из кирпича в 1635 г. на средства Царя Михаила Фёдоровича и освящен Патриархом Иосифом в октябре 1636 г.
В XIX в. собор перестраивали, а после революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь. Правда, в 20-е гг. архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII в. Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 г. сломали, так отметив его трехсотлетие.
Казанский собор был восстановлен в 1990-1993 гг. и освящён Святейшим Патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове
В 1612 г. на территории села Медведкова – родового имения Димитрия Пожарского народное ополчение под руководством князя Пожарского и Козьмы Минина сделало последнюю остановку перед решающей битвой с поляками за Москву.
После окончания Смуты Димитрий Пожарский делает Медведково своей главной резиденцией. В память о событиях Смутного времени Пожарский в 1620 г. ставит в Медведкове деревянную шатровую церковь Покрова Богородицы с пределом св. Петра Александрийского. В 1634-1635 гг. Димитрий Пожарский возводит каменный храм. Это было связано с важными событиями в жизни страны. В 1634 г. между Россией и Польшей был заключен Поляновский мир, согласно которому польский король отказывался от своих притязаний на Москву. Это означало закрепление плодов военной победы в деле освобождения Родины от чужеземного ига.
Покровский храм в Медведкове является прекрасным образцом шатрового зодчества. Это один из последних одношатровых храмов, строительство которых не одобрял патриарх Никон. Покровский храм следует традиции предыдущего столетия, но при этом оригинальным образом подражает многопридельному собору Покрова на Рву. По углам от восьмерика разместились дополнительные главы, придающие небольшому храму характер многоглавого. Кроме того, храм имеет два небольших симметричных придела.
После Октябрьского переворота 1917 г. храм не закрывался, но службы до Великой Отечественной войны шли лишь в нижнем приделе.
Спасо-Преображенская церковь в с. Пурех под Балахной
После освобождения Москвы в 1621 г. Димитрий Пожарский получает жалованную грамоту от царя Михаила Федоровича, которая документально подтвердила его права на Пуреховскую землю. На ней в 1622-1625 гг. князь Пожарский заложил и построил каменный мужской монастырь в честь Преображения Христова. В этом монастыре лечили раны пострадавшие герои освободительной войны 1612 г.
Известно имя строителя храма – это каменных дел подмастерье Филипп Иванов.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве
Первоначально в 1818 г. памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 г. памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к храму Покрова на Рву.
Склеп Димитрия Пожарского у алтаря Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря Суздаля
Димитрий Пожарский, скончавшийся в 1642 г., был погребен в Суздале, у алтаря Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря, с которым род Пожарских был тесно связан. Пожарские и их родственники князья Хованские делали в монастырь богатые вклады; на территории обители они устроили фамильный подземный склеп.
Гробница святого патриарха Гермогена в Кремле
С декабря 1610 г. патриарх Гермоген, находясь в заключении у поляков в Чудовом монастыре, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. 17 февраля 1612 г, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.
В 1652 г. останки патриарха Гермогена по повелению патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор. Его мощи в гробнице были поставлены в юго-западном углу собора, где они пребывают и поныне. Прославлен патриарх Гермоген в лике святых в 1913 г. Первый храм в честь нового святого, устроенный в подземелье Чудова монастыря, был освящён митрополитом Макарием в том же 1913 г.
Церковь во имя Соловецких святых Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря
В сентябре 1608 г. обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев. Осажденных было всего 2000 человек, но они решительно отказались от предложения сдаться во время 16-месячной осады.
Ученик святого Патриарха Гермогена преподобный Дионисий вместе с келарем обители Авраамием Палицыным посылал во все концы Отечества грамоты, призывавшие к борьбе с «ворами». В октябре 1611 г. одна из таких грамот достигла Нижнего Новгорода. В августе 1612 г. нижегородское ополчение пошло на Москву и у стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен. 25 октября 1612 г. преподобный Дионисий служил еще один – благодарственный молебен в Успенском соборе освобожденного Московского Кремля.
После снятия осады в январе 1610 г. помощь раненым и уход за больными, питание и предоставление крова бездомным стало основным занятием троицких иноков того времени. В 1635-38 гг. была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах.
Стройные пропорции и выразительное убранство фасада с широким использованием зеленых поливных изразцов, делают церковь преподобных Зосимы и Савватия одним из интереснейших памятников первой половины XVII в.
Церковь сооружена стараниями Александра Булатникова, назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Образцом для нее предположительно послужил не сохранившийся Покровский собор (1558 г.) – главный храм Соловецкого монастыря.
Успенская (Дивная) церковь Алексеевского монастыря Углича
В период польско-литовской интервенции 1608-1611 гг. угличане, защищавшие подступы к городу, были убиты, а храмы осквернены. Когда город стал оправляться от страшного разорения, в память о жителях города, погибших при осаде монастыря, в 1628 г. здесь строится трёхшатровая Успенская церковь с трапезной. Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Композиция из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в сложившемся вскоре стиле «русского узорочья». Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. За красоту и необычность архитектуры церковь назвали «Дивной». Она предназначалась не для обычных трапез, а для торжеств. Безвестный зодчий, возводя «Дивную», строил храм-памятник, подобно собору Покрова на Рву в Москве и церкви Вознесения в Коломенском.
Собор во имя Архангела Михаила в Нижним Новгороде
Патриарх Филарет (отец царя Михаила Федоровича) в 1619 г. вернулся из польского плена и по его указу в Нижнем Новгороде в память освободительного восстания против интервентов в 1631 г. за счет государственной казны отстраивается заново обветшавший собор, посвящённый Архангелу Михаилу – святому, который считается покровителем воинов. Михаило-Архангельский собор стал памятником народному ополчению Димитрия Пожарского и Козьмы Минина. В нем был погребен прах Козьмы Минина. Теперь собор, в соответствии с его мемориальным назначением, как памятника победы нижегородского ополчения, был завершен уходящим вверх величественным шатром. Шатровый храм с тремя притворами, с колокольней над южным входом повторяет самый распространённый тип - восьмерик на четверике. Этот храм является уникальным для начала XVII в. ансамблем, где собственно церковь соединена с колокольней.
В 2005 г. в Нижнем Новгороде была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи, а перед храмом заложен памятник Минину и Пожарскому с капсулой с землей из Балахны, где родился Козьма Минин, и Суздаля, города, где покоится прах Димитрия Пожарского. На торжестве епископ Георгий сказал: «Мы напутствуем будущее поколение хранить то самоотвержение, ту жертвенную силу, которую явили нам нижегородцы 400 лет назад и которая нам так необходима сегодня».
Церковь в честь иконы Одигитрии Смоленской в Вяземском Иоанно-Предтеченском женском монастыре
В годы смуты польско-литовские отряды неоднократно захватывали обитель, убивали монахов, грабили и сжигали ее храмы и постройки.
В 1630-1638 гг. на пожертвования из царской казны в Вязьме был поставлен каменный, трехшатровый храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской с двумя приделами – южным во имя Иоанна Предтечи и северным во имя Симеона Богоприимца.
Как и в церкви Рождества Богородицы в Путинках, её четверик имеет вытянутую поперек прямоугольную форму. Свод церкви снаружи украшен горой кокошников, на которых возвышаются три небольших барабана (граненых как восьмерики) с маленькими декоративными шатрами. Композицию церкви завершают два небольших придела. В фасадах широко применены лекальный кирпич, белый камень, зеленые поливные изразцы.
В строительстве храма принимали участие московские мастера Приказа каменных дел. Не исключено, что среди них был и Антип Константинов, возведший ранее в Нижнем Новгороде собор с шатровым завершением.
Церковь Одигитрии стала своеобразным символом возрождения, памятью о «смутном времени» и Поляновском мирном договоре 1634 г.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
Храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1619-1627 гг. в Покровском-Рубцове царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польских войск царевича Владислава в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 г. Каменный храм является памятником русской воинской славы, свидетельства окончания Смуты и начала возрождения Отечества.
Первоначальный деревянный храм через восемь лет был заменен каменным, освященным 29 октября 1626 г. По углам с восточной стороны главного куба были пристроены два одноглавых придела Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. С западной стороны была возведена звонница. Храм был дворцовым, а с 1761 г. стал приходским. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства.
Покровительницей общины была Императрица. С декабря 1907 г. настоятельницей Покровской общины была игумения Ювеналия (Марджанова), будущая схимонахиня Фамарь.
В 1934 г. храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено. В 1961-1962 гг. была проведена реставрация храма. В 1992 г. храм возвращен Церкви, а богослужения возобновлены в 2003 г. и совершаются древнерусским чином.
Церковь Феодора Студита (Смоленской иконы Божией Матери) у Никитских ворот
В 1619 г. у Никитских ворот духовенство встречало возвращавшегося из польского плена Федора Никитича Романова, в иночестве Филарета, будущего патриарха. Эти обстоятельства послужили поводом основания тут Федоровского-Смоленского Богородицкого мужского монастыря. В 1626 г. были построены храм и колокольня, одна из первых колоколен в Москве. Монастырь был больничным и домовым у патриарха Филарета, чьим иждивением была устроена одна из первых в городе больница для бедных с аптекой. После отмены патриаршества в 1709 г. обитель упразднили и перевели братию в Новинский монастырь, а с 1712 г. церковь его стала приходской. Прихожанином храма был знаменитый полководец А.В.Суворов. При храме были похоронены его родные.
Храм был закрыт после 1917 г, колокольня сломана в 1930 г. Реставрация храма началась в 1984 г. и в настоящее время восстановлен.
Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери за селом Гридино – Шувое
Недалеко за селом Гридино–Шувое, на берегу речки Шувойки есть три родника, история появления которых восходит к ХVII в, когда здесь проходили сражения между отрядами поляков и русскими ополченцами.
По преданию местных жителей воды речки были обагрены кровью мучеников – воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество. И вот как раз на месте бывших сражений была явлена Казанская икона и забили три родника.
В знак этого чудесного события жители села решили построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. На месте явления иконы и родников со временем была построена часовня, которая была разрушена в 1966 году.
Сейчас место св. источника отмечено небольшой часовенкой, где находится Казанская икона Пресвятой Богородицы.
Часовня в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в деревне Деревеньки
Не желая отказаться от своей цели - покорить Россию польской державе, узнав об избрании на царство Михаила Федоровича, поляки решили погубить его. Зная, что он проживает в Костромской губернии, они выслали туда на поиски один из отрядов. Но крестьянин с. Домнина, вызвавшийся проводить этот отряд к Царю, тайно послал сына предупредить Государя об опасности, а сам завел поляков в дремучий лес. Здесь он мужественно погиб под ударами поляков, из которых никто не вышел из леса.
Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Федоровича. Здесь в конце 1612 г. совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин. Некоторые историки считают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма, который разобрали за ветхостью в 1831 г.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 2004 г. в Домнино был открыт женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев. К монастырю приписана часовня в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в деревне Деревеньки.
Архитектор Кеслер М.Ю.