Город-место встречи религий

Москва - духовный центр мировых религий. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Город - место встречи религий

Конфессиональное пространство современной России чрезвычайно многообразно и разнородно. Это обусловлено особенностями ее исторического развития, этническим составом населения, процессами бурной ломки и изменениями ее социального и политического строя за последнее 30 лет. По данным Минюста сегодня зарегистрировано до 60 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций, объединяющих свыше 18 тысяч религиозных организаций, более половины из которых – православные.

Москва - духовный центр мировых религий

По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, в Москве проживают представители более чем 120 народов. Уже с самых ранних периодов можно говорить о формировании многонационального состава Москвы. Уже с конца ХI - начала ХII веков население Москвы формировалось не только из потомков близлежащих славянских племен кривичей и вятичей, но из пришлого торгового и ремесленного населения из Волжской Булгарии, Кавказа, Херсонеса, Средней Азии, Армении. В XVI веке в состав государства вошли люди разных национальностей - народы Севера (карелы, коми, ханты, манси и другие) и Среднего Поволжья. При Иване Грозном образовалась Немецкая слобода, в которой жили шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы и другие, которых русские называли собирательным названием "немцы".  В XVII веке население Москвы становится еще более многонациональным, и это являлось отражением крепких политических, экономических и культурных связей русского народа с другими народами, входившими в состав Русского государства или не вошедшими в него, но с которыми укреплялись различные контакты. В составе населения Москвы были литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья и многие другие. В 1881 и 1882 годах по вероисповеданию население Москвы распределялось следующим образом: православные - 92,84 и 91,71%, протестанты - 2,05 и 2,28%, раскольники - 2,72 и 2,21%, иудеи - 0,88 и 2,00%, римско-католики - 1,24 и 1,23%, магометане - 0,17 и 0,26%, армяне-григориане - 0,10 и 0,12%, остальные - 0,02%, не обозначены - 0,17%. По данным за 1902 год, местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых - 72,%.

Перед 1917 годом на территории современной Москвы действовало 786 православных церквей и 78 часовен, 62 старообрядческие церкви и 2 часовни, 3 армяно-апостольских церкви, 3 римско-католические церкви, 2 лютеранские церкви, 1 англиканская церковь, 1 реформаторская церковь, 2 магометанские мечети, 1 караимская мечеть, 10 синагог.

В 1918-20-х годах была проведена национализация церковных и монастырских имуществ, а в 1922 году в связи с законом об отделении Церкви от государства были закрыты все домовые церкви, составлявших четвертую часть всех московских храмов.

С 1929 года атеистическая доктрина коммунистической власти возводится в ранг государственной политики, репрессивной по отношению ко всем религиозным общинам.

К началу 1930-х годов в Москве все монастыри были закрыты, многие храмы и монастыри варварски уничтожены и среди них древнейшие святыни и памятники архитектуры. С 1917 по 1975 гг. в Москве было снесено 284 православные церкви и 63 часовни, 40 старообрядческих церквей и 2 часовни, 2 армяно-апостольские церкви, 1 лютеранская церковь, 1 караимская мечеть, 5 синагог.

Во времена хрущевских гонений на Церковь конца 1950-начала 1960-х годов Москва потеряла целый ряд известных памятников церковного зодчества, среди которых храм Преображения в Преображенском, взорванный в 1964 году под предлогом строительства станции метро. В 1978 году был взорван старообрядческий храм на Электрозаводской улице.

До 1983 года в Москве богослужение совершалось лишь в 46 православных храмах.

Сейчас в Москве официально зарегистрированы около 50 конфессий различных религий, из которых только 20 принадлежат к “традиционным”. И все они, не смотря на количество членов, имеют право на льготный отвод земельных участков для своих нужд.

Основной же и традиционной религией в России и в Москве, в частности, является православие. Сегодня общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы и Патриарших подворий в Московской области – 837. Однако только в 271 храме города регулярно совершается богослужение, что относит Москву на последнее место среди регионов Российской Федерации по соотношению количества храмов с количеством этнически православных жителей. 90 храмов и часовен находятся в стадии строительства. Не возобновлена богослужебная деятельность в 39 храмах. Не переданы – 19 храмов. Данная статистика со всей очевидностью свидетельствует о необходимости продолжения усилий по скорейшему строительству новых храмов, особенно в «спальных» районах Москвы.

Патриарший Успенский собор Московского Кремля - одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. 

Храм Христа Спасителя - наиболее известный храм Москвы. Изначально он был построен в память о войне 1812 года. Поэтому сейчас в нем расположена музейная экспозиция, которая представляет материалы об истории создания храма, его разрушения и восстановления. Но кроме памяти о войне 1812г. также этот храм - знамение возрождения Православной Руси. 

Еще одна многочисленная религиозная конфессия в Москве - ислам. На сегодня мечетей в столице больше десятка. Число приверженцев этой религии постоянно растет (по официальным данным за последние 100 лет - в 250 раз увеличилось количество мусульман). Соборная мечеть Москвы расположена рядом со спорткомплексом "Олимпийский" в районе Проспекта Мира. Она была выстроена в 1904 году. На базе Соборной мечети в 1994 году было создано Духовное управление мусульман Европейской части России и Совет муфтиев России.

Комфортно себя чувствуют и евреи. В Москве у них также есть свои храмы. 
Московская хоральная синагога в Большом Спасо-Голенищевском переулке построена была в 1891 году. 

В Старосадском переулке находится лютеранская кирха Москвы - апостолов Петра и Павла. Кирха построена в начале 20 века по проекту Шехтеля. Сейчас она является центром жизни современных московских протестантов. 

Самый крупный Римско-Католический храм Москвы - Собор Непорочного зачатия Девы Марии на Малой Грузинской улице. Костел сооружен в 1897-1911 годах и похож на своих западных собратьев. Богослужения ведутся на русском, польском, а также на испанском, английском и даже на корейском языке. 

Ко всему вышеперечисленному разнообразию можно добавить и храм Ассирийской церкви Востока - Храм Март-Марьям. Построен был в 1998 году. При храме работает воскресная школа ассирийского языка.

Поклонная гора

В мемориальный комплекс на Поклонной горе в настоящее время входят православный храм Георгия Победоносца, мечеть и синагога. В дальнейшем там появится армянская часовня, католический и буддийский храм.

Храм-памятник в честь Георгия Победоносца был заложен рядом с мемориалом на Поклонной горе в 1994 г. Он стал первым храмом, возведенным в столице Государства Российского после долгого периода разрушения и поругания народных святынь. Автор проекта - арх. А. Полянский, иконостас работы А. Чашкина. Бронзовые барельефы работы скульптора З. Анджапаридзе, мозаичные иконы Е. Ключарева. Построенный к Знаменательному юбилею - 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., этот храм-пямятник стал местом молитвенной памяти о всех погибших.

Открытие комплекса синагоги и «Музея Еврейского наследия и Холокоста», возведенного Российским еврейским конгрессом при содействии московских властей состоялось в сентябре 1998 г. Мемориал стал органичной частью архитектурного комплекса Поклонной горы. Синагога сооружена в память о более чем 6 000 000 евреев, уничтоженных во время Второй мировой войны. Здание Синагоги и музея, над которым трудились известные зодчие Моше Зархи и Владимир Будаев, стало ярчайшим примером современной синагогальной архитектуры. Декор главного зала, украшенный композициями знаменитого израильского скульптора Фрэнка Мейслера, справедливо считается одним из лучших в мире.

Мемориальная мечеть в Парке Победы Поклонной горы в числе храмов других традиционных для России религиозных конфессий построена в память мусульман, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мечеть открыта 6 сентября 1997 г. в день празднования 850-летия Москвы. Во внешнем облике мечети соединены черты разных мусульманских архитектурных школ. При мечети действует община и медресе.

В память об армянах – участниках Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве будет возведена армянская часовня. Здание часовни высотой в 27,5 м будет занимать 700 кв.м. территории мемориального комплекса Поклонной горы. На первом этаже будет действовать музей, экспонатами которого станут многочисленные свидетельства участия армян в Великой Отечественной войне. Сейчас ведется подбор книг, которые будут представлены в экспозиции.

На территории парка Победы будет также возведен мемориально-культовый комплекс в память буддистов, погибших в годы Великой Отечественной войны. На месте предполагаемого строительства буддийского храма сначала появится ступа - буддийское монументальное сооружение для хранения реликвий. Далее на Поклонной горе за счет средств общины будет построен буддийский храм. Проект будущего храма разработают архитекторы Калмыкии.

Храмовый комплекс четырёх религий  в Отрадном

  На берегах маленькой московской речушки Лихоборка разместился Духовно-просветительский центр четырёх традиционных российских религий, включающий в себя православную часовню и храм, двухминаретную мечеть, синагогу и буддийскую пагоду. Центр создан по инициативе благотворительного фонда духовного развития татарского народа "Хиляль".  

Некоторым сначала может показаться странным, что рядом друг с другом расположены общины мусульман и православных христиан да еще в наше столь неспокойное время, когда нередки столкновения на религиозной почве, а проявления нетерпимости встречаются на каждом шагу.

Здесь прежде всего поражает не пышность и грандиозность архитектуры, а сам замысел: собрать в единый храмовый комплекс культовые здания традиционных для России религий, объединить не на словах, а на деле верующих российской столицы, которые собираются здесь в своих домах молитвы.

Строительство мечети Ярдэм началось осенью 1996 года, а в сентябре 1997 года состоялось торжественное открытие мечети.   Архитектура мечети своеобразна: с двумя минаретами, напоминает стиль постройки мечетей Средней Азии, Ирана, других мусульманских стран Востока. Название мечети "Ярдэм, в переводе с татарского означает "помощь".  

 В непосредственной близости от мечети расположился православный  храм Николая Мирликийского.  Построили храм в 1997-1999 годах. На другом берегу несколько уединённо разместилась синагога.

Далай-лама XIV, благословляя строительство московского храма, дал название - "Центр изучения и практики учения Будды" и подчеркнул, что храм должен объединить все направления буддизма, быть местом буддийской философии и нравственности.

Проект храма выполнен в персональной творческой мастерской архитектора Павла Терешкина. Это будет трехэтажное кирпичное строение с малым деревянным храмом на крыше, в традиционном для буддистских культовых зданий стиле. На первом этаж разместятся молельный зал, помещения для служителей культа и столовая. На втором - конференц-зал, зал медитации и покои Далай-ламы. На третьем - библиотека и администрация. Общая площадь храма составит почти 3 тыс. кв. м. Из них 600 метров займут культовые помещения и более 300 метров - медицинский центр.

Отрадненский храмовый комплекс традиционных религий России дает наглядный пример того, как можно решить проблему строительства культовых зданий в новостройках, не только украшая городской ландшафт, но и воспитывая в согражданах дух терпимости и взаимоуважения

 

Архитектор Кеслер М.Ю.

 

 

Храмостроительство

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *