Принятие Федерального закона от 30 ноября 2010 г. No. 327-ФЗ “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”, позволяющего религиозным организациям получать в пользование практически любые, сколь угодно древние и ценные храмы вместе с находящимися в них фресками, иконами и различными элементами убранства, стало вызовом для Церкви и общества. Удастся ли сохранить наследие, переходящее из рук государственных хранителей в руки новых пользователей? Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.
Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Федеральный закон от 25 июня
Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.
Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.
Однако многие из зданий и сооружений находятся в таком разрушенном состоянии, что их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.
Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того, чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.
Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О слабых возможностях государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.
В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.
Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3 декабря 2010 года вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей – вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации. С сохранностью и доступностью музейного фонда сегодня большие проблемы. Отчуждать предметы религиозного назначения от храма далеко не всегда оправданно. В экспозиции находится от 3 до 5 процентов музейных коллекций, всё остальное лежит в запасниках, доступ в которые весьма затруднен. Однако в Церкви хранение культурных ценностей налажено не лучше. Кражи икон из храмов перестали быть чем-то исключительным, реставрация ведется с серьезными ошибками и издержками, во многих епархиях нет никаких контролирующих реставрационную деятельность органов. Забота о сохранении культурного наследия до сих пор не осознана как задача всей Церкви.
Существующая государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе N 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации
Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:
федеральный бюджет;
бюджеты субъектов Российской Федерации;
внебюджетные поступления.
На заседании рабочей группы при президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. Сегодня в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006—2011 годы)» выделяется 1,2—1,4 млрд рублей в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд рублей. Озвучив сумму в 100 млрд, при всех оговорках, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями». Патриарх считает, что если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.
«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.
Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх уже дал архиереям указание сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.
Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.
В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
В соответствии с Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП - 2007), включающий в себя рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры).
Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам – культурное наследие страны находится под угрозой. Причина – в несовершенстве законодательства. Согласно 94-му федеральному закону, принятому в 2005-м году, должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка – уменьшают сроки работ, занижают цены.
Закон создавался для того, чтобы избежать коррупции в распределении госзаказов. Но на практике привел к появлению фирм-однодневок, которые заинтересованы не в сохранении памятников, а только в освоении бюджетов. Георгиевский Собор в Юрьев-Польском сейчас реставрируют профессионалы, но они пришли слишком поздно, когда предыдущие этапы реставрационных работ уже были проведены – неправильно или не были выполнены вовсе. Таких примеров – десятки.
Церковная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Государственная система охраны объектов культурного наследия при всех своих достоинствах не вполне соответствует церковной специфике. Несмотря на зачастую подвижнический труд работников государственной системы, реальные человеческие и материальные ресурсы самой этой системы далеко не соответствуют масштабам того, что по существующему законодательству подлежит охране. В связи с этим было бы целесообразно подумать о создании собственно церковной системы сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви.
И хотя Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не предусматривает передачу религиозным организациям музейных предметов церковного искусства, кроме случаев совмещения функций храма и музея, встает вопрос: кем эти предметы церковного искусства будут сохраняться? Где и какие будут нужны помещения для экспозиций и хранения? Какой режим охраны потребуется? Что такое изготовление капсул для хранения отдельных святынь? Как организовать мониторинг состояния икон? Кто, как и где будет вести реставрационные работы такого значительного объема?
Церкви нужна целая система, которую предстоит создать практически с нуля. Парадокс же заключается в том, что сегодня в Церкви нет даже соответствующего административного учреждения. Между тем, еще в 2006 году в ходе консультаций между Управлением делами Московской Патриархии и Росохранкультурой звучали предложения по созданию Синодального отдела, в котором два основных подразделения занимались бы движимым и недвижимым имуществом соответственно. Предполагалось, что такой синодальный отдел мог бы работать в тесном сотрудничестве с Росохранкультурой и его территориальными управлениями.
На встрече Святейшего Патриарха Кирилла с представителями музейного сообщества России 29 августа
«Перед нами стоит одна цель - сохранить, приумножить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически питаться великой традицией русского искусства», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Архитектор Кеслер