3 декабря 2010 года вступил в действие закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.
Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей – вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации. В этой публикации говорится об историческом опыте и современной практике организации при храмах музейных хранилищ церковных реликвий.
Древлехранилища в России
Традиция собрания при храме церковных реликвий уходит в глубокую древность. Так, желая подчеркнуть единение Руси и ведущую роль Москвы, ее князья стремились вывезти в свою столицу святыни и реликвии присоединенных территорий.
В
В России существовал древний обычай, по которому на гробах при погребении приносили иконы, остававшиеся потом в усыпальнице либо в храме. Обычно это были семейные реликвии и благословения родителей. Из таких образов составилось уникальное собрание Троице-Сергиевой Лавры.
После
Состав ценностей, хранимых в Образной палате, не был постоянным. Иконы, кресты, мощи забирались царями для дворцовых покоев и придворных храмов, для вкладов в церкви и монастыри, для подарков членам царской семьи и приближенным лицам. Только в 1647–1648 гг. царь Алексей Михайлович пожаловал в новый храм Новоспасского монастыря более трехсот икон греческого и московского письма и особо иконы из подношений восточного духовенства. В
В XVIII в., с переносом столицы в Петербург, учреждением Синода и введением так называемой «Палестинской дачи», приезды духовенства с Востока стали реже. Образная палата стала терять значение древлехранилища.
Древлехранилища: с XIX столетия до наших дней
Основа большинства музейных собраний древнерусского искусства была заложена еще в дореволюционное время. Это могли быть как коллекции, собиравшиеся старообрядцами или представителями художественной интеллигенции, в т.ч. П.М. Третьяковым, так и фонды государственных музеев или епархиальных древлехранилищ, которые также создавались по инициативе государства и поддерживались им.
В XIX в. при епархиях появились древлехранилища, куда свозили наиболее древние иконы, облачения. Это были своего рода церковные музеи. После революции они стали государственными, а памятники искусства, остававшиеся в храмах, которые взрывали и сжигали, часто погибали. В том, чтобы сохранить в музеях величайшие духовные и художественные сокровища русского народа, были заинтересованы не только ученые и деятели культуры, но и просвещенные представители Церкви. Их сотрудничество продолжалось и в первые послереволюционные годы – до тех пор, пока общественная деятельность Русской Церкви усилиями безбожного государства не была фактически приостановлена. Ученые, музейщики и реставраторы, оставшись в одиночестве, были вынуждены спасать как экспроприированное церковное имущество, так и то, что было оставлено в закрытых храмах.
В
В
Воссоздание академического музея связано с возобновлением деятельности Московской Духовной Академии и Семинарии и возвращением их в
Сегодня РПЦ планирует обзавестись системой церковных музеев-древлехранилищ, подобных существовавшим до революции. Об этом заявил на заседании Общественной палаты и президиума Союза музеев России Митрополит Калужский и Боровский Климент. Он рассчитывает на государственную поддержку этой идеи. В рамках будущего музейного проекта церковь планирует сотрудничать с Министерством культуры и работниками светских собраний, «у которых имеется большой опыт по сохранению и реставрации памятников, а также современные технические средства».
В качестве примера приведем слова архиеп. Рязанского Павла о планах Церкви по содержанию Рязанского Кремля после его передачи в ведение епархии: «…ограничивать доступ на территорию Кремля мы не будем. Церковь призвана не отталкивать, а привлекать людей к Богу через храм. Архитектурный ансамбль останется открытым для экскурсий и прогулок. Но мы будем призывать людей, приходящих на это святое место, бережно хранить его… В результате перевода музея в новые здания и воссоздания на территории Кремля Духовного центра и церковного музея «Древлехранилище» в городе будет уже не один, а два духовно-просветительских центра. От этого проекта не пострадает, а значительно оживится просветительская деятельность, обогатится культурная и духовная жизнь города, и Рязань станет привлекательнее для многочисленных туристов и паломников».
Музейные собрания при храмах и монастырях
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь города Костромы может служить сегодня образцом решения проблемы передачи Церкви музейной собственности.
Сегодня в Ипатьевском монастыре действует Церковный историко-археологический музей. Он состоит из нескольких экспозиций, посвященных церковным древностям, а в палатах бояр Романовых действует выставка по истории царского рода.
Государственный музей переехал в центр города, в здание пожарной Каланчи на площади Сусанина. Правда, шестеро ведущих хранителей остались работать в монастыре под началом его наместника, а ныне еще и директора музея, архимандрита Иоанна.
При храмах-памятниках, посвященных каким-либо важным событиям церковной или государственной жизни, издавна существовала практика экспонировать предметы, связанные с данным событием.
Например, в селе Пурех под Балахной в Спасо-Преображенской церкви, построенной в вотчине князя Пожарского в память освобождения Москвы от поляков, хранилось знамя, с которым ополченцы Пожарского и Минина одержали победу, и семейные реликвии князей Пожарских, связанные с освобождением страны от иноземцев.
В Казанском соборе Санкт-Петербурга, построенном для хранения чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находились знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками.
В московском Храме Христа Спасителя в обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны
В храме-памятнике во имя Честных Древ Креста Господня и Свт. Николая Чудотворца «Спас на водах» (Санкт-Петербург), возведенном в память погибших во время русско-японской войны 1904–1905 гг., в качестве алтарной завесы использовался Андреевский флаг. На внутренних стенах и несущих столбах были высечены названия погибших кораблей, даты их гибели, число павших и их имена. Рядом помещались уцелевшие иконы с затонувших судов. В храме хранилось знамя бывшего Квантунского флотского экипажа. После гибели фрегата «Паллада» в 1914–1915 гг. в храм была помещена мраморная доска в его память.
Храм был соединен крытой галереей с настоящим музеем, где находились фотографии почти всех погибших воинов и документальные свидетельства их подвигов и других событий русско-японской войны.
На внутренних стенах храма-памятника в Брюсселе помещены памятные доски с именами новомучеников, пострадавших в годы репрессий. Храм украшают доски с именами Царя-Мученика и членов Царской Семьи, Членов Императорской фамилии, архипастырей, а также посвященные духовенству, монашествующим и всем русским страдальцам за веру. В алтаре помещены доски с именами погибших архиереев РПЦ. В киоте находится икона небесных покровителей Царской семьи, а в конхе апсиды – образ Божией Матери «Нерушимая Стена».
В храме хранятся вещи Царской Семьи: Библия Цесаревича, крест с найденными в екатеринбургской шахте нательными иконками и крестиками, икона св. прав. Иоанна Кронштадского, находившаяся в Ипатьевском доме, погон Государя и его полушубок-шинель. В храм переданы на хранение штандарты полков, которые помещены в застекленные рамы.На фасаде над входом в церковь находится чтимая Царской семьей икона Божией Матери Федоровская.
Церковные музейные собрания характерны и для Западной церкви
Музеи Ватикана представляют самую богатую в мире коллекцию классического искусства, собранную благодаря заботе пап Климента XIV, Пия VI и других, которые реорганизовали и дополнили коллекцию, существовавшую уже в эпоху Возрождения.
Католическая церковь на протяжении веков сумела собрать и сохранить множество уникальных произведений искусства, выставленных сегодня в таких ватиканских музеях, как Пинакотека, Святой Музей и Музей египетского и этрусского искусства. Всемирно известны росписи Сикстинской капеллы, принадлежащие кисти великого Микеланджело.
В г. Бари (Италия), в знаменитой базилике Святителя Николая Чудотворца, сооруженной в XI в. после переноса туда мощей Святителя Николая из Мир Ликийских, устроена зала-сокровищница, по периметру которой расположены застекленные витрины, в которых находятся драгоценные дары жертвователей.
Современные музейные экспозиции при храмах
На стрелковом полигоне НКВД «Бутово», согласно архивным данным ФСБ, только в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года были убиты 20765 человек. В списке убитых на Бутовском полигоне – 939 священнослужителей и мирян Русской православной церкви, пострадавших за веру. Более 200 из них уже прославлены в лике святых и входят в Собор Бутовских новомучеников. В храме-памятнике, возведенном у Бутовского полигона, в нижнем храме устроен реликварий с богослужебными вещами, принадлежащими священномученикам. Стены украшают их иконы. В притворе размещены фотографии раскопов погребальных рвов, а в музейные витрины помещены остатки обуви расстрелянных, найденные при раскопках. Здесь же находится вход в зал, где паломникам демонстрируется фильм, посвященный подвигу бутовских новомучеников.
Новый Рождественский собор Зачатьевского монастыря построен над остатками фундаментов храмов XVI и XIX вв., которые являются артефактами, подлежащими сохранению. Кроме того, при раскопках, предшествовавших строительству, было обнаружено множество археологических находок. Поэтому было принято решение строить новый храм на монолитной плите, приподнятой над раскопом, а в пространстве под собором разместить музейную экспозицию.
При Троицком храме в пос. Удельная в помещении приходской библиотеки обустроена историческая комната с постоянной духовно-краеведческой экспозицией «Благословенная Удельная». В ней представлены уникальные фотографии, документы и экспонаты, рассказывающие об истории храма и поселка. Удельная известна как место последних лет жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова), а в Троицком храме служили такие выдающиеся священники, как протопресвитер Иоанн (Соболев) и протоиерей Виктор Шиповальников.
В городе Лесособирск при Крестовоздвиженском соборе существует Музей современного христианского искусства, насчитывающий более 300 произведений живописи, графики и скульптуры. Прот. Андрей Юревич, настоятель собора, профессиональный архитектор поясняет: «О каком именно искусстве идет речь? Есть храмовое искусство: иконы, фрески, мозаики; сама архитектура храмов – это явление Неба на земле: покой, гармония, полная победа добра над злом, торжество Божьей правды. Светское же искусство на религиозную тему: картины, графика, скульптура - это схватка между добром и злом, прорыв к Божьей правде через поиск, метания, блуждания. Такое искусство – это земля, стремящаяся обрести Небеса». Музей, созданный силами нескольких энтузиастов, сейчас ведет большую духовно-просветительскую работу. В конференц-зале музея действует лекторий. В нем даже проходили межконфессиональные встречи. Получается, что музей – широкая и увлекательная площадка для проповеди Христа и Церкви».
Опыт хранения древних икон при действующих храмах
Храм-музей Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе «Святитель Николай», «Сошествие Святого Духа на апостолов», а также заалтарные кресты, литургическая утварь.
В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. В 1918 году ее изъяли из Успенского собора Кремля для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года икона находится в храме-музее. Ее пребывание в храме позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.
Икона Богоматери Торопецкой XII–XIV вв., хранившаяся последние 70 лет в Русском музее, сегодня находится в храме блгв. кн. Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке «Княжье озеро». Перед перемещением иконы комиссия, состоявшая из экспертов музея и Министерства культуры, убедилась, что в «Княжьем озере» созданы все условия для хранения иконы. «Можно сказать, что в храме при помощи очень хорошего оборудования созданы идеальные условия для хранения иконы. Наша комиссия вынесла однозначное заключение, что эти условия соответствуют всем музейным нормам. Они такие же, как в нашем Русском музее», – подчеркнул заместитель директора музея. Для иконы был сооружен специальный герметичный киот, который не только поддерживает условия температуры и влажности, но и транслирует сведения в режиме реального времени в Русский музей. В случае отключения электроснабжения, в течение восьми часов всегда будут работать специальные батареи, поддерживающие необходимые для иконы условия.
Передача иконы даже на время – важный символический жест по отношению ко всем верующим. Важный урок состоит и в том, что государство старается воздавать должное тем, кто берет на себя часть его функций. Тем более, что икону передают в общедоступный храм, а значит всем верующим, способным и желающим ей поклониться. Увидели её уже около 40000 человек. Передача музейной иконы в храм – пока единичное явление. Однако с принятием Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» неизбежно встает вопрос о передаче святынь Церкви и о принятии ею функций по их сохранению. Кем же они будут осуществляться?
И хотя Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не предусматривает передачу религиозным организациям музейных предметов церковного искусства, кроме случаев совмещения функций храма и музея, встает вопрос: кем эти предметы церковного искусства будут сохраняться?
Кафедра реставрации Православного Свято-Тихоновского государственного университета создана в
Для выпускников кафедры было бы целесообразно учредить епархиальную должность хранителей произведений церковного искусства наряду с должностью епархиального архитектора.
Архитектор Кеслер М.Ю.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный строитель» №28,
Архитектор Кеслер