Современные условия деятельности Русской Православной Церкви, в том числе возможность вновь строить храмы, выявили такую проблему, как отсутствие в системе ВУЗовского обучения специального направления для храмостроителей. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.
Современные профессиональные архитекторы, не получив специальных знаний в области церковного строительства, приступая к нему, сталкиваются с задачами, имеющими совершенно особый характер. Здесь обнаруживается необходимость таких знаний, как специфические требования Церкви к храмовому зодчеству, богослужебная функция храма, особенности творчества в церковном искусстве и др. Те же проблемы встают и перед другими участниками храмостроительной деятельности: инженерами и художниками-монументалистами.
Согласно постановлению Седьмого Вселенского Собора, церковное изобразительное искусство равносильно проповеди. И храмовая архитектура должна быть «проповедью в камне», чего нельзя сказать о ряде вновь построенных храмов, запроектированных людьми, далекими от Церкви и не понимающими специфики задач храмостроительства.
Духовные учебные заведения, готовящие церковных деятелей, которые будут выступать в качестве заказчиков проектирования и строительства храмов, также не знакомят своих слушателей с основами храмостроительства. Таким образом, церковные деятели, не имея специальной подготовки, не всегда могут правильно сформулировать стоящую перед автором проекта задачу и оценить качество представленных им решений, грамотно решать практические задачи, связанные со строительством или реставрацией храма.
В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября – 4 декабря
Отсутствие необходимых знаний у каждой из сторон приводит к появлению проектов и построек, не соответствующих задаче создания Дома Божия, высоким образцам отечественного храмового зодчества.
Высшие учебные заведения, ведущие подготовку специалистов архитектурно-строительного профиля, в том числе Московский архитектурный институт, пока не уделяют вопросу храмостроительства должного внимания ввиду отсутствия учебно-методической базы и неподготовленности большинства самих преподавателей. Лишь в отдельных случаях храмы становятся объектами дипломного проектирования. Положительный опыт имеется в Петербургской академии художеств, где с кафедрой архитектуры сотрудничает кандидат архитектуры игумен Александр (Федоров).
Первым нормативным документом по храмостроительству стал разработанный автором Свод правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», утвержденный в
Для учебных заведений в 2000–2009 гг. ОАО «ЦПП» выпустило разработанные автором учебно-методические материалы для специальности «Архитектура» в трех выпусках:
— Духовные основы храмостроительства;
— Традиции православного храмостроительства;
— Архитектура и строительство православных храмов.
На их основе в
К пособию прилагается DVD диск с уникальной подборкой более 20000 иллюстраций ко всем разделам. Для архитектора-храмостроителя особый интерес представляет иллюстративный материал по современной архитектуре храмов России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь собраны иллюстрации, отражающие типологические группы сооружений: соборы, малые храмы, колокольни, звонницы, часовни, а также иллюстрации по различным видам внутреннего и наружного убранства храмов.
Отделом религиозного образования и катехизации в качестве учебного пособия для средних и высших учебных заведений рекомендована книга «Православие и архитектура», изданная в
В качестве учебного и научно-методического пособия при проектировании иконостасов Академией архитектурного наследия рекомендована книга «Высокий русский иконостас» (составители Т. Н. Кудрявцева и В. А. Федоров, М., 2004).
Нам представляется необходимым разработать цельную программу подготовки специалистов в области храмостроительства, в том числе: архитекторов, строителей, художников и т. п. Причем программа должна включать комплексное обучение, начиная с уровня среднего специального образования и оканчивая курсами повышения квалификации для дипломированных специалистов.
Первым шагом такой системы образования стало утверждение Министерством образования Российской Федерации Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 2901 «Архитектура», разработанного автором.
На основе этого стандарта в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования — Колледже архитектуры и менеджмента в строительстве №17 с
В число изучаемых дисциплин входят:
— основы православного богословия и символика храмовой архитектуры;
— архитектура православных храмов;
— архитектурно-строительное проектирование зданий, сооружений и комплексов православных храмов;
— интерьер и убранство православных храмов;
— инженерные системы православных храмов.
Кроме того, в качестве дополнительных дисциплин, устанавливаемых образовательным учреждением, в группе ведется изучение предметов, относящихся к иконописи, в том числе:
— колористика иконы;
— иконография;
— основы реставрации иконы;
— основы церковно-славянского языка;
— русская шрифтография;
— основы иконописи.
Выпускники колледжа могут продолжить образование в Московском архитектурном институте,
и получив высшее образование смогут реализовать свои знания в архитектурном проектировании православных храмов.
Михаил Юрьевич Кеслер, архитектор.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №25,
Архитектор Кеслер