Концепция деятельности РПЦ в области храмоздательства

В течение многих веков церковное зодчество являлось основой русской архитектуры. Образ русского храма разительно менялся со временем, но неизменно сохранял самобытность. Подготовлено ortox.ru и архитектором М.Ю. Кеслером

1. Состояние современного храмоздательства в РПЦ

Прошло уже более 20 лет, как в России возобновлено строительство православных церквей. В течение многих веков церковное зодчество являлось основой русской архитектуры. Образ русского храма разительно менялся со временем, но неизменно сохранял самобытность. Постоянное, естественное обновление художественного языка в церковной архитектуре было противоположно насильственному разрыву с традициями. Неизменным оставалось неустанное молитвенное творчество, проповедь христианской веры и спасительной красоты, ощущение святости Дома Божия, пронесённые через века. Сам по себе внешний вид храма, новые архитектурные стили, новые технологии строительства неизбежно вбирают в себя дух времени и при всей их значимости меняются, поскольку не являются самоцелью. Потому православное храмостроение издревле считалось особым церковным служением, связанным с даром художественного провидения и хранением лучших заветов храмостроительного искусства, являлось богоугодным творчеством, которое противостояло и бездуховным поветриям века сего и бездумному повторению прошлого.

Проблемой наших дней является зачастую низкое художественное качество вновь возводимых храмов. Причин тому немало:

– прерванность традиций отечественного храмостроения, отсутствие системы профессиональной подготовки церковных зодчих и, как следствие, нехватка специальных знаний и опыта у архитекторов общего профиля;

– отсутствие механизма обязательной независимой экспертной оценки проектов на региональном (в ряде случаев, на общероссийском) уровне, иначе говоря – реального контроля их качества со стороны церковных и светских органов;

– недостаток эстетического вкуса, общей культуры и духовной ответственности у заказчиков и спонсоров, их склонность к упрощенчеству, дешевизне или произвольным, бесконтрольным решениям.

Очевидно, что решение этого комплекса проблем потребует не только длительных согласованных усилий церковных, государственных и общественных структур, но и определённого «сдвига в сознании» зодчих, духовенства и широких масс верующих.

 

2. Требования РПЦ к архитектуре православного храма

Церковная архитектура – наиболее зримая и важная часть церковной культуры, она глубоко связана с народной жизнью, с историей государства. Вновь возводимые церкви должны и сейчас становиться достойным, ярким воплощением нашей культуры и истории.

Наиболее целесообразными представляются такие творческие подходы к современному храмосозиданию, при которых происходит творческий синтез старого и нового, отбрасывается не имеющее ничего общего с архитектурным творчеством копирование или комбинация исторических стилей, отдельных памятников и их элементов. При этом исключительно важной остаётся сознательная ориентация на лучшие традиции прошлого, сутью которых всегда была глубинная связь храмовой архитектуры с православной догматикой и богослужением. Важнейшее значение при создании архитектурного образа храма имеет сакральная символика его форм.

Непреложным остаётся древний постулат о небесно-земной, богочеловеческой природе православной архитектуры – она не может быть самодостаточной, призвана в каждую эпоху нести в себе человеческое измерение, отвечать душевным, эстетическим потребностям людей. Опорой современного храмоздательства должно стать народное, сердечное восприятие храма, как высшего воплощения красоты и благолепия Божьего мира.

Неизменность церковного предания и заветов храмового зодчества не означает для Церкви отказа от современности, не требует от церковной архитектуры непременного ухода к святой старине. Вера в Творца всяческих предполагает неустанное творчество, искусство выявлять вечное во временном, видеть в новом приоткрывающийся Божий промысел. Православное зодчество не может окаменеть в развитии, иссякнуть среди бездумного подражательства образцам прошлого. В меняющемся мире русский храм призван вновь и вновь утверждать небо на земле, спасительную красоту и веру в душах людей. Путь к жизненно необходимой новизне один: творчество должно быть осмыслением действительности, а не уходом от неё, современные церкви призваны нести вечную красоту, становиться родными, вызывать благоговение и любовь так же, как наши старинные, освящённые многовековым почитанием храмы.

На Епархиальном собрании духовенства Москвы в декабре 2009 года Святейший Патриарх Кирилл поднял вопрос о современной церковной архитектуре и строительстве храмов. В качестве отрицательной стороны церковной жизни Москвы Патриарх выделил отсутствие достаточного количества храмов: «Мы не можем говорить о правильной организации церковной жизни пока приходы, особенно в спальных районах, едва справляются с совершением богослужений и треб».

В разделе, посвященном эстетике современной церковной архитектуры было сказано следующее: «Православная традиция включает в себя, в частности, практику благоукрашения и соразмерности в убранстве всего, что так или иначе связано с богослужением. Эстетическая составляющая чрезвычайно важна для воспитания и духовного возрастания человека. В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с особым вниманием следить за благообразием возводимых строений… В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства».

Говоря о восстановлении Новоиерусалимского монастыря в марте 2011 г., Святейший Патриарх Кирилл призвал бороться против «современного китча» при реставрации церковных сооружений, и этот веский призыв в равной степени относится к облику нововозводимых церквей.

В Определении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» в п.19 сказано: «Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждом населенном пункте стран, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви, при наличии православных жителей, было открыто не менее одного храма, часовни или молитвенного помещения. Управлению делами Московской Патриархии и аналогичным учреждениям самоуправляемых Церквей поручается во взаимодействии с епархиями разработать и представить на рассмотрение Священного Синода общецерковный план увеличения численности храмов. Поскольку существенный рост объема храмоздания предполагает переориентировку на приоритетное строительство быстровозводимых и недорогостоящих зданий, Финансово-хозяйственному управлению поручается образовать рабочую группу для разработки проектов таких храмов и часовен. Для обеспечения развития храмостроительства епархиальным управлениям рекомендуется продумать планы создания епархиальных, благочиннических и приходских попечительских советов».

«Год назад я говорил о том, что нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства. К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна, — отметил Святейший Патриарх Кирилл в докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года. Если взять, к примеру, среднюю цифру по России, то на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к Православию. Даже лучший показатель по России — 3 000 человек на один храм». Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов, — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

«За последние годы крупная финансовая поддержка данных мероприятий идет по линии министерства культуры. Их объем огромный, и, несмотря на кризис, в 2011 году финансовая поддержка по восстановлению памятников культуры, являющихся храмами, будет сохранена в том же объеме, что и в прошлом году", - сказал министр культуры Александр Авдеев на открытии XIX Рождественских чтений. В то же время он подчеркнул, что государственная поддержка не может покрыть всех расходов, "нужно продолжать традиции спонсорства и меценатства, поддерживать и награждать людей, готовых вкладывать собственные средства в дело реставрации церковных и культурных святынь».

Как отметил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, во многих регионах тендеры на реставрационные работы за счет государственных средств выигрывают «одни и те же организации, близкие к местным властям, а потом они перепродают права непрофессионалам».

 

3. Деятельность РПЦ по совершенствованию практики современного храмоздательства:

3.1 Обратить особое внимание на состояние  современного храмоздательства, в т.ч.:

- Создание синодальной комиссии по храмоздательству.

- Организация консультационной и экспертной деятельность в области храмоздательства.

- Организация конкурсов по наиболее значимым объектам храмоздательства.

- Создание базы данных проектов храмов и их убранства, пригодных для повторного применения.

- Экспериментальное и типовое проектирование храмов. Разработка «образцовых» экономичных проектов храмов и часовен разной вместимости, отвечающих современным требованиям Церкви.

- Освещение состояния современной православной архитектуры на интернет-порталах, страницах периодических и специальных изданий. Подготовка популярных телепередач, учебных фильмов.

- Устройство выставок лучших проектов и построек храмов (в т.ч. передвижных по епархиям).

- Анализ новых проектов храмов, их архитектурно-художественных достоинств и недостатков, организация Круглых столов по обсуждению актуальных проблем современной храмовой архитектуры для архитекторов-храмоздателей, в т.ч. в рамках Рождественских чтений.

- Учреждение ежегодной церковно-архитектурной премии «Русский храм» за лучшую архитектурную идею современного православного храма.

- С участием отдела внешних церковных связей ОВЦС развивать международные профессиональные контакты архитекторов, проектирующих православные храмы.

 

3.2 Приступить к восстановлению национальной школы храмового зодчества и с этой целью наладить обучение основам храмоздательства в светских и церковных учебных заведениях, в т.ч:

- Выполнение решения Архиерейского Собора 1994 г. о необходимости изучения в духовных школах будущими пастырями и практическими церковными работниками основ храмоздательства.

- Создание краткосрочных курсов для новопоставленных архиереев, благочинных и архитекторов-практиков

- Организация выездных лекционных сессий по вопросам храмоздательства в епархиях РПЦ.

- Создание дистанционного образования по строительству и реставрации храмов.

- Аттестация архитекторов-храмоздателей и выдача им квалификационных сертификатов.

 

3.3 Усилить контроль над строительством и реставрацией храмов

- Учреждение должностей епархиальных архитекторов.

- Повсеместное создание комиссий по архитектуре и реставрации храмов. Привлечение к работе епархиальных структур по храмостроительству профессиональных архитекторов-храмоздателей.

- Взаимодействие с местными органами архитектуры с целью недопущения строительства новых храмов, не отвечающих современным требованиям Церкви.

 

Архитектор М.Ю. Кеслер

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *