Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.
Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма. Внутри скиния была разделена на две части четырьмя столбами из дерева ситтим, обложенными золотом, утвержденными на подножиях из серебра; на этих столбах висела завеса. За завесой, в Святом Святых, куда входил только первосвященник однажды в год, стоял ковчег со скрижалями Завета. Иерусалимский храм также был разделен на два помещения перегородкой из кедрового дерева: внешнее — Святое и внутреннее — Святое Святых. Дверь с дверцами из оливкового дерева, украшенными изображениями херувимов, пальм, цветов, обложенная золотом, представляла собой вход в Святое Святых. Перед ним, как и в скинии, находилась завеса из искусно сделанной многоцветной ткани.
Во дни первых христиан
В катакомбных церквах сохранились черты древнего алтарного устройства, и в этом отношении они могут служить первичным типом христианского алтаря. В усыпальнице св. Агнессы алтарь занимал целое помещение — кубикулу — и отделялся от двух остальных решетками, линия которых обозначена полуколоннами из туфа, выбитыми при входе в кубикулу и служившими опорой для решеток и пограничной чертой между местом для мирян и алтарем.
В раннехристианских базиликах алтарь отделялся от средней части мраморной алтарной преградой в виде четырех колонн, на которых покоился архитрав; преграда называлась по-гречески «темплон» или «космитис». Она не столько закрывала, сколько выделяла алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения Таинства. Архитрав обычно украшали резьбой с изображением виноградных лоз, павлинов и других символических образов, над вратами помещался резной или скульптурный крест. Со временем между колонн стали ставить иконы Христа, Богородицы, святых. Император Юстиниан (527–565) усложнил форму преграды, поставив в Св. Софии Константинопольской 12 колонн по числу апостолов, а при Василии Македонянине (867–886) на архитраве появилось изображение Христа. К XII в. темплон в виде портика с большими иконами Спасителя, Богоматери и святого данного храма уже был широко распространен. Иногда над Царскими вратами помещали деисис (Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча). В некоторых храмах уже в XI в. появляется ряд из двунадесятых праздников. В поздневизантийский период преграда могла достигать двух-трех рядов (деисис, апостолы и пророки, праздники), но все же греки предпочитали одноярусные темплоны. Алтарная преграда проходила под аркой, отделявшей неф от алтарной апсиды и обычно простиралась дальше к северу и югу, отгораживая жертвенник и диаконник. Со временем появление иконостаса с тремя вратами сделало возможным в церквах с одной апсидой располагать жертвенник прямо в алтаре, сбоку от престола.
На Руси
Преграда перешла на Русь из Византии в форме двухъярусного иконостаса. В домонгольское время алтарная часть отделялась от средней части храма низкой деревянной или мраморной преградой, украшенной, помимо образов Христа, Богоматери и различных чтимых святых, одним-двумя рядами икон. Алтарь с его настенной живописью оставался открытым для обозрения молящихся в храме.
Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящий из трех ярусов (по-древнерусски — чинов): местного, деисиса и праздников. Согласно летописи, его создавала в
К концу XV в. появляется четвертый ярус — пророческий, а в конце XVI в. пятый — праотеческий. К XVII в. тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно, его и принято считать классическим. Однако известны шести- и семиярусные иконостасы. В состав иконостаса стали включать страстные ряды — изображение страстей Христовых. Над верхним рядом появляется ярус серафимов и херувимов. Большой Московский собор 1666–1667 гг. постановил завершать иконостас Распятием.
Дальнейшая эволюция форм иконостаса связана с развитием декора. В конце XVII–XVIII вв. в Россию приходит стиль барокко с его пышным и затейливым украшательством. Иконостасы покрывались богатой резьбой, обильной позолотой, имели причудливую конфигурацию, включали высокий рельеф и даже скульптуру. Иконы становятся живописными, строгость и последовательность чинов не соблюдается. В конце XVIII в. на смену барокко приходит классицизм. Иконостас украшается колоннами, портиками, антаблементом, в декор еще чаще входит рельеф и круглая скульптура, роль изображений сводится к минимуму. С середины XIX в. возводятся эклектичные иконостасы в «византийско-русском» стиле. На рубеже XIX–XX вв. происходит возвращение к одноярусным алтарным преградам — каменным византийским или деревянным древнерусским. Создавались также оригинальные иконостасы, например, из фарфора или черного мореного дуба.
Суть иконостаса: отделяя — приблизить
В высоком иконостасе русских храмов полностью реализуется символика алтарных преград раннехристианских и византийских церквей. Симеон Солунский писал: «Посему поверх столбов космитис означает союз любви и единство во Христе… Оттого поверх космита, посредине между святыми иконами, изображаются Спаситель и по сторонам от Него Богоматерь и Креститель, Ангелы и апостолы и другие святые. Это научает нас, что Христос находится и на небесах со Своими святыми, и с нами теперь, и что Он еще должен прийти». Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных на иконах небожителей. С появлением иконостаса собрание верующих оказалось поставленным буквально лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас продолжают собравшиеся в храме христиане.
«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, — пишет священник Павел Флоренский (1882–1943). Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе — святыми. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... Иконостас есть явление святых и ангелов... явление небесных свидетелей и, прежде всего, Богоматери и Самого Христа во плоти — свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти». Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре. Сущность эта состоит в том обожении, к которому призваны и стремятся члены земной Церкви и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе. Образы иконостаса показывают тот результат сближения с Богом и пребывания в единении с Ним, к которому направлены все священнодействия Христовой Церкви, в том числе те, что совершаются внутри алтаря.
Раскрытие Божественного домостроительства
Иконостас в целом постепенно раскрывает пути Божественного Откровения и осуществления спасе-ния — от предуготовления его в предках Христа по плоти и предвозвещения его пророками. Каждый из рядов представляет определенный период Священной истории, соотносимый с вечным — своим центральным образом — вершиной предуготовления и пророчеств. Через зримые образы иконостас ведет к праздничному ряду — исполнению предуготованного и далее к ряду, где все устремлено к Христу. В одной плоскости, легко обозреваемой с различных точек и охватываемой единым взором, иконостас раскрывает и историю человека, образа Триединого Бога, и пути Бога в истории. По словам о. Павла Флоренского: «Сверху вниз идут пути Божественного Откровения и осуществления спасения... В ответ на Божественное Откровение снизу вверх идут пути восхождения человека: через принятие евангельского благовестия (евангелисты на Царских вратах), сочетание воли человеческой с волей Божией (образ Благовещения здесь и есть образ сочетания этих двух воль), через молитву и, наконец, через причащение Таинству Евхаристии осуществляет человек свое восхождение к тому, что изображает деисисный чин, к единству Церкви». «Вещественный иконостас не заменяет собой иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них... Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стеной, иконостас же пробивает в нем окна, и тогда через их стекла мы... можем видеть происходящее за ними — живых свидетелей Божиих. Уничтожить иконы — это значит замуровать окна».
Таким образом, иконостас не совсем закрывает алтарь: напротив, с духовной точки зрения он раскрывает верующим величайшие истины Домостроительства Божия о спасении. Живое таинственное общение угодников Божиих, в которых уже восстановлен образ Божий, с людьми, стоящими в храме, в которых этот образ еще только должен быть восстановлен, создает совокупность Церквей Небесной и земной.
Последовательность — ключ к символике
В иконостасе тематика икон строго последовательна — как в целом, так и в отдельных своих частях. В своей классической форме иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных Крестом. Пятиярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на нем показывается ожидание человечеством обещанного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление.
Венчает иконостас Крест Христов. Тем самым вся история воспринимается как восхождение к Голгофе, где совершилось спасение человечества. Распятие в завершении иконостаса подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой осуществляется спасение.
Два верхних ряда — праотеческий и пророческий — показывают предуготовление Новозаветной Церкви в предках Христа по плоти и предвозвещение ее в пророках. Каждый из этих чинов представляет определенный период Священной истории, и каждый соотносится со своим центральным образом — вершиной предуготовлений и пророчеств.
Верхний праотеческий ряд, или чин, являет нам первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея — период дозаконный, в лице ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на развернутых свитках. Здесь изображены праотцы, ближе всех стоящие ко времени райской жизни: Адам (иногда и Ева), Авель, Ной, Сим, Мельхиседек, Авраам и др. В середине этого яруса помещается образ Святой Троицы — явление Аврааму у дуба Мамврийского, как первый завет Бога с человеком и первое откровение Триединого Бога, или образ «Отечество», показывающий все три ипостаси (Отца, Сына и Святого Духа) посредством имеющихся в христианстве символов.
Ниже — ряд пророческий, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа, период подзаконный. Здесь изображены вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки — также с развернутыми свитками, на которых написаны тексты из их пророчеств о грядущем в мир Спасителе, в руках. Икона Боговоплощения посреди пророческого ряда указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом. При этом распространенным вариантом стала икона «Знамение» с изображением Христа в медальоне на фоне чрева Богородицы, иногда — Богоматерь на престоле с Младенцем Иисусом на коленях. По обеим сторонам от нее обычно располагаются Давид, Соломон, Даниил, Исайя, Аарон, Гедеон, Иезекииль, Иона, Моисей.
Следующий ярус иконостаса — праздничный; он представляет собою период новозаветный, выражая исполнение того, что предвозвещено в верхних рядах. Здесь изображены те события Нового Завета, которые, составляя годовой литургический круг, особенно торжественно отмечаются Церковью как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, постепенное осуществление спасения. Обычно «праздники» располагали в следующем порядке слева направо: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретенье», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста». Дополнительно к этим двенадцати праздникам, а иногда и взамен их, в этот ряд включали иконы на другие священные сюжеты: «Пятидесятницу», «Покров», «Сошествие во ад» и др.
Следующий ряд иконостаса называется деисисным («деисис» значит «молитва»). Основная тема его — моление Церкви за мир. Здесь показывается момент Второго пришествия Христа и Страшного суда. Здесь Христос выступает как Судия мира, перед Которым предстательствуют за грехи человеческие Богоматерь — символ новозаветной Церкви и Иоанн Предтеча — символ Церкви ветхозаветной. В акте моления принимают участие Ангелы, апостолы, святители, мученики. Христос изображется сидящим на престоле — так называемый «Спас в силах». Сквозь «прозрачный» престол видны сферы сияний небесной славы. На фоне изображаются «Силы Небесные» — Херувимы и Серафимы. Этот чин является центральной и главнейшей частью иконостаса.
Нижний ярус иконостаса — местный. В центре его находятся Царские врата. Слева от врат помещается икона Богоматери с Младенцем, справа — образ Спасителя. Справа от иконы Христа расположен «храмовый образ», показывающий, в честь какого праздника или святого освящена церковь. Слева от иконы Богоматери размещается та икона, по которой можно определить, какого святого наиболее почитают в этом храме.
Врата рая
На северных и южных вратах алтаря изображаются Архангелы или святые диаконы — сослужители при совершении Таинства. На южной двери Архангел иногда заменяется благоразумным разбойником, чем подчеркивается понимание этих дверей как входа в Царствие Небесное, символом которого является алтарь.
На средних дверях — Царских вратах — обычно изображаются Благовещение и ниже — четыре евангелиста. Иногда здесь помещают иконы святых Василия Великого и Иоанна Златоуста с Евангелием в руках или с развернутым свитком с литургическим текстом. Символически Царские врата представляют вход в Царствие Божие. Благовещение здесь — начало, открывающее человеку вход в это Царствие; оно — олицетворение той Вести, которая возвещена евангелистами, и здесь благовестие их относится непосредственно к человеку, приходящему в церковь для приобщения к этому Царствию. Здесь, на солее, на грани между алтарем и средней частью храма совершается причащение верующих. Поэтому над вратами помещается изображение Евхаристии. При богослужении в иконостасе открываются Царские врата, давая верующим возможность созерцать святыню алтаря — престол и все происходящее в алтаре.
Создание иконостаса — практика
В современной практике иконостасы изготовляют чаще всего из дерева или натурального камня (мрамора, песчаника). В отдельных случаях используют фаянс или кованый металл.
В деревянных тябловых иконостасах сплошные ряды икон устанавливаются между горизонтальными деревянными брусьями — тяблами. Лицевая поверх-ность брусьев может быть расписана растительным орнаментом или украшена деревянной резьбой. Более сложный тип — резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, басмой и т.д.
Обычно резчики используют распространенные древесные породы: сосну, липу, дуб, но иногда используется груша, грецкий орех и черное дерево. Сегодня резчики чаще всего применяют глухую или сквозную горельефную резьбу, отличающуюся особой декоративностью. Деревянная резьба может тонироваться либо левкаситься и покрываться позолотой, серебром и цветными лаками. Нижние части местного ряда иногда закрывают вышитыми тканями. При проектировании деревянного резного иконостаса не следует чересчур увлекаться резными поверхностями, помня, что иконостас предназначен в первую очередь для установки икон, перед которыми люди молятся. Декор промежуточных поверхностей должен только обозначать благолепие небесных обителей, где пребывают святые. Говоря иначе, иконостас не следует превращать в «резьбостас», где иконы теряются за обилием резьбы с позолотой.
Иконостасы из естественного камня могут быть одноярусными или многоярусными. Лицевые поверх-ности, обращенные в сторону средней части храма, обильно покрываются резьбой. При этом могут использоваться разные породы естественного камня, обеспечивая богатство цветового решения.
Проектная работа по иконостасу вновь проектируемого храма должна вестись одновременно с архитектурным решением самого храма. Она начинается с определения стиля иконостаса, который соотносится с архитектурой проектируемого храма. При воссоздании собираются архивные чертежи и фотографии иконостаса старого храма. В процессе проектирования определяется место расположения иконостаса, его габариты и конфигурация по длине и высоте, в том числе количество рядов. В малых храмах, имеющих небольшую глубину, целесообразно устройство низкого иконостаса, с тем чтобы зрительно увеличить глубину храма за счет обзора конхи апсиды над иконостасом.
Каркас деревянного иконостаса изготавливается из бруса сосны, который может быть укреплен металлическими элементами при значительном проеме, отделяющем алтарь от самого храма. Сначала устанавливается блок Царских врат, который включает в себя сами врата, столбы, сень и корону. Далее изготавливается и монтируется тело иконостаса. Заключительный этап работ состоит из установки икон. Тыльная сторона иконостаса может быть закрыта фанерой или тканью.
Михаил Юрьевич Кеслер, архитектор.
«Иконописец» №21,
Архитектор М.Ю. Кеслер