Кеслер Михаил Юрьевич, архитектор

  • архитектурно-проектные работы;
  • консультации;
  • экспертиза;
  • лекции;
  • членство в жюри конкурса;
  • руководство курсовым и дипломным проектированием.

Контакты

  • Телефоны:  8 926 968-53-14;  
  • E-mail: mihailkesler@mail.ru
  •  

Оценка архитектурных решений православных храмов Сербии

Наличие в епархиях Комиссий по храмоздательству, а также организация общецерковного Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации,  ставит задачу создания единого подхода экспертов к оценке произведений современной храмовой архитектуры.

В свою очередь, опыт проведения конкурсов на проекты и постройки современных православных храмов показал значительный разброс мнений членов жюри при отборе лучших работ, представленных на конкурс, ввиду отсутствия единых критериев отбора и использование лишь личных предпочтений.

Здесь предпринята  попытка создания единых критериев оценки архитектурных решений православных храмов. и их апробация на примере нескольких образцов современной храмовой архитектуры Сербии.

Оценка производится по основным характеристикам архитектурных решений, как они обычно представлены в проекте, и включающим как общие архитектурные критерии, так и специфические для храмового зодчества, такие, например, как символика архитектурных форм.

читать далее...

Анализ архитектуры храма Сергия Радонежского на Ходынке

Год назад был освящен новый храм столицы – в честь преп. Сергия Радонежского на Ходынском поле, возведенный в рамках Программы московского храмостроительства. Еще в период проектирования, когда появились первые изображения будущего храма, его необычная архитектура вызывала много вопросов.          

Она не похожа на привычную архитектуру русских храмов ни одного из прошлых периодов тысячелетней истории русского храмоздательства. Принадлежность сооружения православному храму выдают лишь пять глав на скатной кровле.    

читать далее...

Благолепие и экономика в современном храмоздательстве


Предлагаем вниманию читателей разговор о двух необходимых сторонах храмоздательства – создание благолепия храма и экономичность принимаемых решений.
В данной публикации даются рекомендации по рациональным архитектурно-строительным решениям современных приходских храмов, которые не противоречат задаче создания необходимого благолепия храма.

Православный храм – место молитвенного предстояния перед Богом, образ дома Божьего, преображенной Вселенной, Царства Небесного, а также человека, созданного по образу и подобию Божию.
Вселенная и человек – микрокосмос созданы Творцом не только прекрасными, но и рационально-целесообразными, где нет ничего лишнего и красота заключается, прежде всего, в гармонии частей и целого. То же должно быть и в архитектуре храма. Благолепие должно сочетаться с рациональностью и экономичностью архитектурно-строительных решений и элементов убранства храма. Высокое назначения храма обязывает храмоздателей относится к созданию храма с максимальной ответственность, использовать все самое лучшее, чем располагает современная строительная практика, все лучшее из средств художественной выразительности, однако эта задача должна решаться в каждом конкретном случае по своему, помятуя слова Спасителя о драгоценности и двух лепт, принесенных от всего сердца.

читать далее...

Архитектурное решение современного православного храма, отвечающее критериям оценки качества

 

 

Проектируя современный православный храм, следует ориентироваться на предложенные автором принципы архитектурной композиции храма и критерии оценки качества архитектурного решения. Вот они:

1     Учет современных условий церковной жизни в объемно-планировочном решении храма, соблюдение норм и правил, экономичность ОПР.

2     Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся (в т.ч. детей) и эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы.

3     Выбор конструктивного решения, обеспечивающего поставленную задачу организации внутреннего пространства храма, экономичности возведения и эксплуатации, а также долговечность здания при видимости вложенного труда и применении натуральных материалов.

4     Символическая наполненность устройства, форм и деталей храма в соответствии с богословием и богослужением. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме.

5     Композиционные достоинства объемно-планировочного решения. В том числе:

- отражение в объемной композиции и внешнем облике храма особенностей его функции и размещения в окружающей среде;

- соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству;

- размещение светопроемов в стенах, обеспечивающее размещение монументальных росписей и икон в нижней зоне храма;

- иерархичность в сочетании объемов и размещении декоративного убранства (нарастание насыщенности декора по высоте);

- симметрия в главном и ассиметрия в деталях, создающая живую архитектуру, подобие Природы;

- пропорциональность целого и частей;

- осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;

- простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д.

6     Использование средств художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего. Использование лучших материалов, вложение большого труда.

7     Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной композиции.

8     Наличие развития, обновления языка архитектуры, смелости нововведений при сохранении основных характеристик православного храма.

читать далее...

Храм Божий в деле спасения человека

 

Вспомним, как излагает сотворение мира Библия. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1.1.). Под «небом» может подразумеваться ангельский мир, созданный Богом до создания материального мира, т.е. «земли». Материальный мир создавался для конечной цели Божьего промысла – помещение человека, созданного по Его Образу.
Бог определил человеку великое предназначение – быть венцом всей твари и жить в раю. Господь Сам являлся Адаму в раю и беседовал с ним. В духовном смысле для первых людей, созданных Богом, рай, в котором они пребывали, был для них храмом Божиим, где они могли общаться с Богом, где Бог являлся людям, как отец детям. В райском состоянии человечества люди и вся земля входили в Царство Божие, где не было противоречия между небом и землёй, Богом и человеком. Рай прообразовал наши христианские храмы, в которых мы общаемся с Богом, обращаясь к Нему с молитвой.
Грехопадение разобщило человека с Богом, порвало связь, соединяющую небесное и земное, разрушило устроенное на земле Царство Божие. Человек был изгнан из рая на землю, но Бог не забыл созданного по Его образу человека и в сердце человека не исчезла потребность в молитвенном обращении к Богу. Таким образом, общение между небом и землёй, хотя бы частичное, не прерывалось в течение всей истории человечества.
. Обращаясь с сознанием своей греховности и виновности к Богу, люди для жертвоприношений собирались на местах, которые чем-либо располагали к молитве. Такими местами были возвышенности, на которых человек представлял себя как бы стоящим ближе к Богу, или дубравы, где поднимающиеся ввысь деревья возводили мысль человека к небу как месту преимущественного пребывания Бога.
Однако не все люди сохранили веру в Единого Бога. В Священном Писании говорится о том, что когда зло язычества достигло предела, Бог послал на землю вели¬кий потоп. Только праведник Ной, сохранивший веру в Единого Бога, и его семья были спасены. В ковчеге, в котором спаслись Ной и его семейство, отцы Церкви усматривают прообраз Церкви как спасительного убежища верующих среди бурных вод житейского моря. Уже в первые века христианства в «Апостольских постановлениях» православный храм повелевается создавать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращённым» – и до сих пор средняя часть храма называется «кораблём».
Суровый урок, данный падшему человечеству Богом, не отозвался в их сердцах. Познание об Едином Истинном Боге затмилось в разуме человеческом и люди в Египте и Вавилоне стали почитать и поклоняться идолам, огню, солнцу, приносить им жертвы, устраивать в их честь храмы.

читать далее...

Собор Святых храмоздателей

Активное храмостроительство, осуществляемое Русской Православной Церковью, побуждает желание храмоздателей иметь своих небесных молитвенных помошников. Идея учреждения дня памяти Собора Святых храмоздателей принадлежит протоиерею Константину Островскому – настоятелю Успенского храма города Красногорска, председателю Епархиального отдела по реставрации и строительству.

Почитание святых является догматом Православной Церкви. Оно выражается в молитвенном призывании их на помощь, как наших ходатаев, заступников и молитвенников пред Богом.

Для православного христианина святые — не столько посредники между ним и Богом, но и сама их жизнь служит высоким нравственным примером. Кроме того, в Церкви распространено почитание не только отдельных святых, но и групп святых. Существует в Церкви и почитание святых – покровителей отдельных профессий. Так, например, святые Флор и Лавр издавна считаются покровителями животных и скотоводов, изображаясь на иконах с лошадьми (хотя в земной жизни по профессии они были камнетесами).

Активное храмостроительство, осуществляемое Русской Православной Церковью, побуждает желание храмоздателей иметь своих небесных заступников и молитвенников пред Богом. Идея учреждения дня памяти Собора Святых храмоздателей принадлежит протоиерею Константину Островскому – настоятелю Успенского храма города Красногорска, председателю Епархиального отдела по реставрации и строительству. Им было инициировано написание иконы Собора Святых храмоздателей. Консультантом по иконографии была искусствовед Ирина Константиновна Языкова – член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, доцент Библейско-богословского института им. Св. Андрея Первозванного.

Икона содержит изображения храмоздателей ветхозаветного и новозаветного периодов, окружающих Богоматерь с Младенцем на фоне православного храма. Вверху образ осеняет изображение Христа Спасителя, как Бога-творца Вселенной.

читать далее...