Храмостроительство в России эпохи Петра I

К 350-летию со дня рождения императора Петра I В ХVІІІ веке в истории России произошли такие собы­тия, в результате которых стало невозможным продолжение в храмостроительстве канонической традиции. Это, прежде все­го, упразднение патриаршества, перенос столицы из Моск­вы в Санкт–Петербург и вся совокупность петровских ре­форм, превративших Православное царство в секулярную империю. Когда Православ­ное царство перестало быть исторической реальностью, то стало невозможным живое функционирование канонического храмового зодчества, осуществляемого в древнерусской храмостроительной системе. Вот почему в XVIII веке древнерусская храмостроительная система практи­чески полностью прекратила своё существование, уступая ме­сто новому архитектурному принципу, который определялся как принцип свободного формотворчества в условиях следования господствующему архитектурному стилю. Реформа Петра I в плане государственном захватывает и Церковь. С учреждением Синода она включается в систему государственного управления. Новое искусство становится в течение синодального периода выразителем официальной церковности под опекой государства. Рационалистическая струя все более и более проникает в сознание людей, стирает грань между православным и инославным искусством. В начале ХVІІІ века строительство сосредотачивается в основном в новой столице России - Санкт–Петербурге, где в 1709 году учреждается «Канцелярия от строений», ведавшая всеми вопросами строительства. Петром І были приглашены опытные архитекторы из западных стран, а также отправлены за границу на обучение способные молодые люди, зачастую далёкие от жизни Русской Православной Церкви. В результате в архитектуру русских храмов той поры были привнесены многие черты, характерные для барочных церквей католического и протестантского Запада, определившие стиль, называемый в светском искусствоведении «петровским барокко». Если прибывший из Италии в XVI веке Аристотель Фиорованти сначала изучал сам русскую национальную владимиро-суздальскую архитектуру, прежде чем приступить к строительству Успенского собора в московском Кремле, то Доменико Трезини приехал в Петербург учить русских мастеров западным приёмам архитектуры. Хотя «новый манир» построек...

Роль Русской Православной Церкви в деле возрождения малых городов и сельских поселений России

На вопросы развития малых городов и исторических поселений неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Данная тема рассматривались на встрече Президента Российской Федерации с участниками Форума малых городов и исторических поселений 17 января 2018 года в городе Коломне. По итогам указанных мероприятий Президентом Российской Федерации даны поручения о выработке правовых, организационных и финансовых механизмов для поддержки развития исторических поселений и малых городов.      Важными проблемами, стоящими перед малыми городами, являются: узость приложения сферы труда, проблемы формирования современной инфраструктуры и повышения качества жизни населения, проблемы миграции населения, изношенность городской инфраструктуры и ее неадаптивность под современные реалии, трудности в решении задач благоустройства городов и недостаток материальных и финансовых ресурсов, проблемы воспитания, образования и трудоустройства молодежи.  Некоторые малые города, перестав развиваться и находясь в состоянии глубокой депрессии, не имеют шансов на дальнейшее активное развитие и процветание, так как выход возможен лишь при активном содействии государства и Церкви. Средствами сохранении и развитии малого города может стать вовлечённость жителей в разные формы бизнеса, самостоятельной культурной и творческой деятельности. Формой включения в активную жизнь малых городов могут быть туризм, рекреационная деятельность, фермерство. В этом направлении может помочь и Русская Православная Церковь.  Роль РПЦ в развитии малых городов и сельских поселений России Монастыри и монастырские подворья На территориях, занимаемых малыми городами и сельскими поселениями, располагается множество монастырей и их подворий, обладающих значительным потенциалом в деле возрождения малых городов и сельских поселений, в т.ч.: - Оказание духовной поддержки как жителям близлежащих территорий, так и мегаполисов. - Наличие в составе монашествующих высокообразованных людей, способных к просветительской и педагогической деятельности, в т.ч. в создаваемых в малых городах центрах духовно-нравственной культуры (ЦДНК). В состав...

Итоги смотра-конкурса «Храмовая архитектура»

В Положении о смотре-конкурсе сказано, что целями смотра-конкурса являются: − выявление лучших проектов храмовой архитектуры среди российских и зарубежных архитекторов и авторских коллективов и студентов; − популяризации достижений в области храмовой архитектуры; − укрепления социальной значимости профессии архитектора; − повышение качества среды жизнедеятельности. К задачам смотра-конкурса относится: − выбор лучших проектов храмовой архитектуры за 2020-2021 гг. − поощрение авторов наиболее ярких и выразительных проектов; − демонстрация и популяризация лучших работ российских и зарубежных архитекторов в области храмовой архитектуры; − активизация деятельности в области качественного проектирования религиозных объектов; На Смотр-конкурс были предоставлены конкурсные работы, выполненные за последние два года. Смотр-конкурс проходил по трем номинациям: Храмовая архитектура «Постройки» - 8 работ; Храмовая архитектура «Проекты» - 7 работ; Храмовая архитектура «Студенческие работы» - 0 работ.  Оценивало работы конкурсное жюри, состоявшее из профессиональных архитекторов-храмоздателей из Москвы и Петербурга. Оценивали работы члены жюри сначала индивидуально и их оценки сводились в таблицу, а потом эти оценки выносились на общее обсуждение в виде онлайн-конференции, где в ходе дискуссии выносилось решение по присуждению наград. Надо сказать, что мнения членов жюри далеко не всегда совпадало, что вызвало дискуссию в ходе обсуждения работ. Разномыслие касалось вопросов значимости новаций и эстетизма в храмовой архитектуре в ущерб канонической традиции и предпочтений прихожан. В итоге в номинации «Постройки» золотая медаль была присуждена за Малый храм Сошествия Святого Духа в Колпино (СПБ). Проектировщик: ООО «Архитектурная мастерская Мамошина». Эта работа привлекла симпатии большинства членов жюри из-за не стандартного архитектурного решения храма с распластанным объемом и прямоугольными окнами, расположенными на разных уровнях. В интерьере отсутствуют росписи стен, открыты деревянные конструкции покрытия храма, а иконостас  решен с решетчатыми боковыми и Царскими вратами, которые к тому же...

Вспомогательные здания и сооружения приходских храмовых комплексов

Советом по храмовой архитектуре Союза архитекторов России разработаны методические рекомендации по проектированию вспомогательных зданий и сооружений приходских храмовых комплексов. Они предназначены для внутрицерковного использования, хотя опираются на государственные нормативные документы по строительству. Методические рекомендации распространяются на проектирование вновь возводимых, реконструируемых и капитально ремонтируемых вспомогательных зданий и сооружений приходских храмовых комплексов. К вспомогательным зданиям и сооружениям приходских храмовых комплексов отнесены следующие основные объекты строительства: церковно-причтовый дом,  гостиничный корпус, богадельня, жилые дома причта, православная школа (гимназия), центр духовно-нравственной культуры (ЦДНК), хозяйственный блок, сооружения, некапитальные объекты. Требования к размещению и участкам приходских храмовых комплексов изложены в СП 391.1325800.2017 «Храмы православные. Правила проектирования». Церковно-причтовый дом Церковно-причтовые дома, предназначенные для служебно-бытовых целей, включают следующие основные группы помещений: входная, административная, трапезная, отдыха, подсобная. Кроме того, в зависимости от особенностей применяемых архитектурных решений приходского храмового комплекса и деятельности его прихода (учебной, благотворительной, хозяйственной) в состав церковно-причтовых домов могут входить группы помещений крестильного, образовательного, благотворительного, гостинично-паломнического назначения и др. Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и сблокированными с другими зданиями вспомогательного назначения, входящими в состав приходского храмового комплекса, в том числе с воскресными школами, богадельнями и др. Их следует проектировать с числом этажей не более четырех и не выше, чем утверждено градостроительными регламентами. В случае затесненности участка строительства приходского храмового комплекса церковно-причтовые дома могу быть сблокированы с храмом, но таким образом, чтобы его деятельность не нарушала благоговейной тишины в храме. В отдельных случаях отдельные помещения вспомогательного назначения могут быть размещены в цокольном этаже самого храма с учетом зонирования помещений по отношению к частям храма (алтарь, средняя часть, притвор). Гостиничный корпус Гостиничные корпуса (помещения) должны проектироваться, как правило, при сельских храмах, куда съезжаются прихожане (паломники) из близлежащих...

Мозаика моих воспоминаний об отце Димитрие

После кончины батюшки было сказано очень много о его трудах как пастыря, проповедника, церковного и общественного деятеля и так далее. Много было и личных воспоминаний, раскрывающих образ общительного, неравнодушного к людям человека. И на фоне того образа, который сложился по телевизионным передачам, книгам и аудио-записям проповедей, чрезвычайно ценными являются свидетельства людей, знавших батюшку лично, вне его основной деятельности. В этих свидетельствах раскрываются все грани его человеческой души, откуда можно еще и еще раз почувствовать притягательность его личности, продлить хотя бы виртуально общение с ним. Я тоже хочу поделиться своим опытом общения с батюшкой, пусть и не постоянным, но зато достаточно длительным, начиная с его служения в Алтуфьеве и до самой кончины. Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве Впервые я увидел отца Димитрия в алтуфьевском храме, заехав туда, возвращаясь из поездки в Лавру с отцом Зиновием (тогда еще иеромонахом, а ныне митрополитом Мордовским). Шла служба, возглавляемая отцом Димитрием. Он, увидев в храме священника, пригласил отца Зиновия в алтарь, где после службы они говорили об общем знакомом, которого хотел разыскать в Москве отец Зиновий. Мне отец Зиновий тогда сказал: «Если он знает этого человека, значит он «из наших». После службы отец Димитрий произнес проповедь, которая поразила меня своей откровенностью, почти диссидентской, тогда еще столь редкой в устах священника. После я посещал его интереснейшие проповеди, когда нас отправляли от нашего НИИ в подшефный алтуфьевский район убирать дворовый мусор или дежурить в народной дружине. Храм Митрофания Воронежского Когда я был в инициативной группе по возвращению Церкви храма Митрофания Воронежского, меня откомандировали просить принять настоятельство отца Сергия - священника, служившего тогда в поселке Северный, у которого уже была своя крепкая община и который нуждался...

Дискуссия на канале ОТР о состоянии современного храмостроительства

В дискуссии участвовали: Бычков С.С. – российский писатель, публицист, доктор исторических наук. Кеслер М.Ю. – архитектор, член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Анисимов А.А. – архитектор, председатель Гильдии храмоздателей. …… - архитектор. Тематика дискуссии заключалась в вопросе соответствия множества строящихся храмов и разрушающихся в глубинке храмов и монастырей. Что важнее, строить новые или восстанавливать исторические святыни? От Бычкова звучали вполне либеральные тезисы, что Россия взяла курс на православие и чиновники показывают через строительство новых храмов свою принадлежность к этому «бренду». Что построенные храмы пустуют, а находящиеся в глубинке памятники архитектуры разрушаются. Что архитектура новых храмов соответствует безвкусию спонсоров, отсутствуют творчество и новации в архитектуре новых храмов. Молодой архитектор, который позиционировал себя как гражданин, имеющий взгляд на проблему со стороны, имел аналогичную позицию, недоумевая, почему нужно строить такое количество храмов при нехватке больниц и других социальных объектов. Мы с Анисимовым доказывали, что происходит не только строительство востребованных новых храмов, но достаточно активная реставрация и воссоздание порушенных святынь. Может быть не такими темпами, как хотелось бы, но это вопрос финансирования и организации процесса. На вопрос ведущего программу Ю. Алексеева, согласен ли я с высказыванием Бычкова о наличии в государстве идеологии Православия, я ответил, что нет. Как раз в том то и беда, что никакой идеологии у государства нет, поэтому каждый решает вопрос своего участия или неучастия в процессе как строительства новых храмов, так и реставрации разрушенных, по своему умонастроению. Вот, если бы была идеология, наподобие дореволюционной «Православие, Самодержавие и Народность», только переиначенная в духе «Традиции и патриотизм», то стало бы совершенно естественным усилия всех заинтересованных людей на восстановление порушенных святынь и строительство новых храмов в соответствии с православной...

Проектирование современных православных монастырей

Перемены в обществе в середине 80-х годов коснулись всех сфер человеческой жизни, в первую очередь духовной. Возрождались и монастыри. К концу 1988 года их было 22, а сейчас около 300. Сегодня эти обители ведут обширную строительную, просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность. Однако в проектировании вновь возводимых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий, сооружений монастырских комплексов отсутствует какой-либо общий нормативный документ, регламентирующий строительную деятельность и помогающий проектировщику и заказчику производить строительные работы в соответствии с православной традицией создания монастырских комплексов. В 2021 году по инициативе Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России разработаны Методические рекомендации по проектированию православных монастырей (руководитель -  архитектор М.Ю.Кеслер, архитектор С.В.Осышный, архитектор Д.В.Родионова). Содержание Методических рекомендаций направлено на повышение степени соответствия зданий и сооружений монастырских комплексов их функциональному назначению и уровня безопасности. Методические рекомендации предназначены для внутрицерковного использования, хотя и опираются на государственные нормативные документы по строительству. В состав Методических рекомендаций вошли сведения о исторических основах композиции и символики монастырских комплексов, примеры некоторых современных построек. Основу составляют рекомендации по проектированию, в том числе генеральных планов монастырских комплексов, зданий богослужебного и иного назначения, в том числе: - келейный корпус; - настоятельский и архиерейский корпус; - гостиные корпуса для паломников и для трудников; - богадельня; - больничный и оздоровительный корпус; - трапезный корпус; - группа учебно-просветительских зданий и помещений; - хозяйственный блок; - некапитальные объекты. Кроме того, в состав Рекомендаций вошли такие разделы, как: - инженерное оборудование; - мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; - ограничения в использовании и застройке участков в охранных зонах объекта культурного наследия (ОКН); - рекомендуемая последовательность действий Заказчика (монашеской общины) в инвестиционном процессе строительства (реконструкции) зданий, сооружений и монастырских комплексов. В Приложении приведены термины и...

Архитектурные сооружения как отражение идеологии государства Российского в его историческом развитии

  Каждый народ вырабатывает определенную совокупность идей относительно прошлог, цели исторического развития. Это можно назвать национальной идеологией. На уровне человека идеология есть знание о смысле жизни человека и путях его реализации. Национальная идеология как форма выражения самосознания народа появляется в конкретных исторических условиях, развивается и формируется вместе со становлением всей нации. От эпохи к эпохе она может видоизменяться, менять содержание и форму, однако, сохраняется при этом ее генетическая основа. Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и политики. Государственная идеология может быть только национальной идеологией. Но если совокупность идей противоречит коренным интересам нации, то она не может считаться национальной и, следовательно, государственной идеологией. Государственное организованное общество всегда нуждается в идеологии позволяющей объединить народ во имя идеи. Без идеологии государство не состоятельно. На протяжении всей истории государства Российского одна эпоха приходила на смену другой. Совершенствовались вкусы, взгляды, миропонимание людей. Вместе с ними менялась и архитектура. Она приобретала новые черты, соответствующие идеологии и материальным возможностям общества, которое ее создавало. Одно из самых значимых событий в истории Руси – это принятие христианства князем Владимиром в 988 году и последующее крещение его подданных. Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. Это мировоззрение определило христианскую идеологию, идеологию, на основе которой создавалась христианская цивилизация, начиная с IV в. н. э. Христианская идеология – это идеология личной свободы человека в Боге. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси между европейскими странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями. Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Начиная с официального принятия христианства, Русь формирует свою...

Храм-памятник к 100-летию эвакуации Русской армии из Крыма и окончания гражданской войны

Эвакуация войск Русской армии генерала П.Н. Врангеля и гражданского населения из Крыма произошло 13-16 ноября 1920 года – 100 лет назад. Всего из Севастополя и городов Крыма (в Керчи эвакуация завершилась 17 ноября), ушло в изгнание более 146 000 человек на 126 кораблях и судах. Чем увековечить эту годовщину – на этот счет существует несколько мнений. В ноябре 2015 года князь Никита Лобанов-Ростовский обратился к председателю Российского военно-исторического общества (РВИО), тогдашнему министру культуры Владимиру Мединскому с идеей установить памятник, символизирующий гражданское примирение потомков белых и красных. А 20 сентября 2019 года Владимир Мединский принял участие в церемонии открытия закладного камня в Севастополе на месте будущего монумента. Торжественное открытие монумента должно было состояться в ноябре 2020 года - в дни, когда последние корабли с эмигрантами покидали Севастополь. Последними, утром 16 ноября, из Керчи ушли свыше 40 тысяч человек. Однако, судя по всему, памятник не будет открыт, по крайней мере вовремя. В то же время, представители нескольких русских организаций, действующих во Франции и других европейских странах, а также в Северной Америке, обратились к Президенту Российской Федерации В.В. Путину по поводу того, как стоило бы отметить 100-летие эвакуации войск П.Н. Врангеля из Крыма. Им не понравилась идея «памятника примирения» в Крыму, на котором предполагается изобразить мирно стоящих рядом белого и красного воинов. Авторы обращения предложили вместо «памятника примирения» «воздвигнуть на том же месте в Севастополе небольшой храм-памятник, в котором будут установлены мемориальные плиты со списком всех воинских частей и кораблей, оказавшихся вынужденными покинуть Россию (с указанием общего числа людей и не только военных). Архитектурным образцом для этого храма может послужить стоящая ныне в Бизерте православная церквушка. Это придало бы проекту великий символический...

ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ, БОГОСЛУЖЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И СИМВОЛИКА ХРАМА

Христианское (православное) богословие, включающее ветхозаветное познание Бога и новозаветное раскрытие этого знания через учение Сына Божия Иисуса Христа, раскрывается не только в богослужении Православной Церкви, но также в архитектуре православного храма, его устройстве, убранстве и системе росписи. Принципиальная возможность такого раскрытия определяется богословской теорией соотношения образа по отношению к первообразу, осуществляемого через символику храмовой архитектуры. Когда мы осмысленно будем относиться к богослужению, к тому, как оно построено, какие смыслы оно открывает, тогда мы будем яснее представлять, как устроен храм, какие символы и смыслы, какую реальность он несет. Во время богослужения в произносимых молитвословиях и пении отражается догматика православного вероисповедания, которая зрительно присутствует также в образах храмовой архитектуры и убранства храма. Основной смысл совершающихся в храме богослужений – моление о прощении грехов и обретении Царства Небесного, утраченного рая. Сам Господь дал людям ещё в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений. Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм разделялся на три части (святое святых, святилище и двор), так и православный храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор. Но по своему внешнему устройству, и по богослу­жебному использованию православный храм настолько глубоко отличается от ветхозаветного, что можно говорить лишь о том, что в христианстве использован только самый принцип деления храма на три части, что имеет свое основание в новозаветной православной догматике. В алтаре находится самое святое во всем храме место – престол – особо освященный четырехугольный стол, находящийся посредине алтаря. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь, как царь и Владыка Церкви. Алтарь знаменует собой Царство Небесное, где пребывает Господь, и утраченный человеком рай. На восточной стене храма, над горним...